Сегодня православный мир празднует... - Страница 2 - Форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 2 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Модератор форума: Lillitt, Serebro, Jonymne  
Форум » Религия и верования » РЕЛИГИИ И ЧЕЛОВЕК » Сегодня православный мир празднует... (пополняемый календарь православных праздников)
Сегодня православный мир празднует...
15.02.2010,Сообщение # 16   
Lillitt

Капелька Радуги.
Группа: Старший Модератор
Сообщений: 31509
Статус: Offline
[ (RU) ]
 




Прощеное воскресенье

Все желающие приступить к подвигу поста и молитвы,
все желающие пожать плоды от своего покаяния,
услышьте Слово Божие, услышьте завет Божий:
простите ближним согрешения их пред вами.
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Ты постишься? Умилостивь того, кого ты обидел,
никогда не завидуй брату, ни к кому не питай ненависти.

Святитель Иоанн Златоуст

Если ты, человек, не прощаешь всякого
согрешившего против тебя, то не утруждай себя
постом и молитвой... Бог не примет тебя.

Преподобный Ефрем Сирин

Прощеное воскресенье – последний день перед Великим постом.

В этот день все православные просят друг у друга прощения - чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни с чистым сердцем встретить Пасху - день Воскресения Христова.

В этот день последний раз употребляется скоромная пища.

"В этот день, по установленному в древние времена обычаю, поклонившись друг другу из глубины наших сердец, прощают православные взаимные обиды и согрешения.

Это необходимо нам, если мы хотим жить с Господом и находясь на земле, и переселившись в жизнь вечную. Мы все желаем себе вечного спасения. Но это возможно только в том случае, если не будет в нашем сердце обид; не будет взаимного осуждения, неприязни.

Возможно только тогда, когда в сердце нашем будет мир - это драгоценное священное благо, которое дарует нам Христос Спаситель.

Но для этого нужно и простить тех, кто нас обидел, и испросить себе прощение у тех, кого мы вольно или невольно обидели. Иначе напрасны будут все наши труды в предстоящем посту. Не примет Господь наших многочисленных земных поклонов, если в сердце нашем будут продолжать жить обиды на брата, зло и недоброжелательность к ближним" Архим. Иоанн Крестьянкин

В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения. Настоятель храма говорит слова наставления и испрашивает прощения у духовенства и народа со словами: «Благословите, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика (все, чем) согрешил в сей день делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы". После этого он кланяется до земли. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: "Бог да простит тя и помилует, отче святый. Прости и помолися и о нас, грешных". Священник произносит "Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас".

Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства, а затем прихожане, подходят к настоятелю, целуют Крест, просят прощения и целую Крест. Затем принято кланяться друг другу, просить прощения и в знак прощения отвечать: "Бог простит ", прощая человека не формально, на словах, а искренне, от всего сердца.
информация с сайта http://www.pravmir.ru/article_883.html

О прощеном воскресении
протоиерей Максим Козлов, настоятель храма св. мц. Татианы
Аудиозапись размышлений настоятеля университетского храма о Прощеном воскресении: «Прощеное воскресение - как таможенный контроль: или пропустят, или вернут на Родину с неположенным товаром. Как пройти этот таможенный контроль?" http://www.taday.ru/text/171527.html




Всякая Душа потенциально Божественна.
Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
Свами Вивекананда


Сообщение отредактировал Lillitt - Понедельник, 15.02.2010, 17:46
 
15.02.2010,Сообщение # 17   
Lillitt

Капелька Радуги.
Группа: Старший Модератор
Сообщений: 31509
Статус: Offline
[ (RU) ]
 




СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ

В этот день принято судить о весне, ведь какова погода на Сретение, такова будет и весна.

Сретение (это славянское слово на русский язык переводится как "встреча") - древний праздник, посвященный встрече зимы с весной. Считалось, что в Сретение солнце на лето, зима на мороз поворотила. В этот день судили о весне, ведь какова погода на Сретение, такова будет и весна.

- Ежели на Сретенье установится оттепель - весна ранняя теплая, коли холода завернут - весна холодная;
- выпавший в этот день снег - к затяжной и дождливой весне;
- если на Сретенье снег через дорогу несет, - весна поздняя и холодная.

Христианский же смысл этого праздника - встреча человека с Богом - старца Симеона Богоприимца с новорожденным Иисусом Христом. Как повествует легенда, на сороковой день после рождества Христова Пресвятая Богородица Мария принесла младенца Христа в Храм, так как было принято посвящать Богу своих первенцев на сороковой день после рождения.

Там они были встречены старцем Симеоном. По преданию, он - один из 72 учёных, которым египетский царь Птолемей II поручил перевести Священное Писание с еврейского на греческий язык. Когда святой Симеон переводил книгу пророка Исайи и прочитал слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», он подумал, что это явная описка и вместо «Дева» должно стоять «Жена», и посчитал своим долгом исправить текст. Но ангел Господень остановил руку святого Симеона и уверил его, что он не умрёт, пока не убедится в истинности пророчества пророка Исайи.

Симеон долго ждал исполнения обещания Божия — он жил, по преданию, около 300 лет. И вот в этот день по внушению Духа Святого он пришёл в храм. И когда Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса, Симеон взял Его на руки и, славя Бога, сказал: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое"(Лк.2:29-32)


В праздник Сретения Господня Церковь воспоминает важное событие в земной жизни Господа Иисуса Христа (см.: Лк. 2: 22–40). В сороковой день по рождении Богомладенец был принесен в Иерусалимский храм – центр религиозной жизни богоизбранного народа. По закону Моисееву (см.: Лев. 12), женщине, родившей младенца мужского пола, в продолжение 40 дней было запрещено входить в храм Божий.

После этого срока мать приходила в храм с младенцем, чтобы принести Господу благодарственную и очистительную жертву. Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона.

В это время жил в Иерусалиме праведный старец Симеон. Ему было откровение, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. По внушению свыше благочестивый старец пришел в храм в то время, когда Пресвятая Богородица и праведный Иосиф принесли туда Младенца Иисуса, чтобы исполнить законный обряд. Богоприимец Симеон взял Богомладенца на руки и, благословив Бога, изрек пророчество о Спасителе мира: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыка, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2: 29–32). Пресвятой Деве праведный Симеон сказал: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец» (Лк. 2: 34–35).

В храме была также 84-летняя вдовица Анна, пророчица, дочь Фануилова, которая постом и молитвой служила Богу в храме день и ночь. Она «славила Господа и говорила о Богомладенце всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2: 37–38).
информация с сайтов:
http://www.pravoslavie.ru/put/34023.htm
http://www.pravmir.ru/sretenie-gospodne-odin-na-odin-s-bogom/




Всякая Душа потенциально Божественна.
Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
Свами Вивекананда


Сообщение отредактировал Lillitt - Понедельник, 15.02.2010, 18:26
 
15.02.2010,Сообщение # 18   
Lillitt

Капелька Радуги.
Группа: Старший Модератор
Сообщений: 31509
Статус: Offline
[ (RU) ]
 




Праздник Сретения Господня: события, значение, история установления

Сретение Господне – праздник, воспоминание о котором звучит в православном богослужении ежедневно: это молитва св. Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши», упоминаемая в числе вечерних песней уже Апостольскими Постановлениями. 15 (2 по ст.стилю) февраля Церковь вспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа: на 40-й день по рождении Пресвятая Богородица, исполняя предписание Моисеева Закона, принесла Богомладенца Иисуса в Иерусалимский храм.

Сретение Господне – праздник, воспоминание о котором звучит в православном богослужении ежедневно: это молитва св. Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши», упоминаемая в числе вечерних песней уже Апостольскими Постановлениями. 15 (2 по ст.стилю) февраля Церковь вспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа: на 40-й день по рождении Пресвятая Богородица, исполняя предписание Моисеева Закона, принесла Богомладенца Иисуса в Иерусалимский храм.

Сретение Господне – праздник, воспоминание о котором звучит в православном богослужении ежедневно: это молитва св. Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши», упоминаемая в числе вечерних песней уже Апостольскими Постановлениями. 15 (2 по ст.стилю) февраля Церковь вспоминает важное событие в земной жизни Господа нашего Иисуса Христа: на 40-й день по рождении Пресвятая Богородица, исполняя предписание Моисеева Закона, принесла Богомладенца Иисуса в Иерусалимский храм.

По законному требованию все еврейские дети-первенцы мужеского пола, в сороковой день после рождения, представлялись в храме Лицу Божию и посвящались на служение Богу. Эта заповедь была дана израильскому народу через Моисея после умерщвления Божиим Ангелом всех египетских первенцев (в результате чего фараон и разрешил израильтянам выйти из Египта) и до перехода через Чермное море. Характерно и обоснование данного действия: «Ибо рукою крепкою вывел тебя Господь [Бог] из Египта» (Исх. 13:9). Посвящение первородного Богу было выражением признательности за Его благодеяния. При этом родители приносили за первенцев узаконенную пророком Моисеем жертву очищения и уплачивали небольшой денежный взнос, освобождающий новорожденных от постоянного пребывания на службе при храме. Сопровождавший Богоматерь Иосиф Обручник — Опекун Богомладенца, — так же, как и обычные родители, принес за Него в храм установленную денежную плату и в жертву очищения Богоматери — двух голубиных птенцов (см. кн. Левит 12:1-7).

По словам св. Андрея, архиеп. Критского, два голубиных птенца в настоящем случае символизировали будущее возглавление Спасителем новозаветной Церкви из иудеев и язычников.

Пресвятая Дева, Матерь Божия, не имела нужды в очищении, ибо неискусомужно родила Источник чистоты и святости, но по глубокому смирению Она подчинилась предписанию закона. Здесь мы встречаем еще двух свидетелей Боговоплощения: уже были пастухи, были волхвы; теперь - старец Симеон, "муж праведный и благочестивый", которому "было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня" (Лк. 2: 25, 26), и "Анна пророчица, ... достигшая глубокой старости, ... вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь" (Лк. 2: 36, 37). Симеон Богоприимец и Анна Пророчица, движимые Св. Духом, встретили св. Семейство во внутреннем дворе Иерусалимского храма.




Всякая Душа потенциально Божественна.
Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
Свами Вивекананда


Сообщение отредактировал Lillitt - Понедельник, 15.02.2010, 18:37
 
15.02.2010,Сообщение # 19   
Lillitt

Капелька Радуги.
Группа: Старший Модератор
Сообщений: 31509
Статус: Offline
[ (RU) ]
 




Старец Симеон, по преданию, был священником Иерусалимского храма, или, по крайней мере, происходил из священнического рода. Нас не должна удивлять легенда об этом святом, прожившем около трех с половиной сотен лет в ожидании Христа. Главное в ней – осмысление причины, по которой Симеону «было обещано Духом Святым», что он не вкусит смерти до тех пор, пока не встретит провозвещенного многими ветхозаветными пророками – в первую очередь Исайей (во второй половине VIII в до Р.Х.) – Мессии, или Христа. Согласно этому преданию, Симеон, богословски и филологически блестяще образованный муж, живший в Иерусалиме, был одним из авторов перевода Библии на греческий язык, предпринятого в Александрии Египетской, культурной столице всего эллинистического мира, в III-I вв. до Рождества Христова, и известного в науке как «Перевод LXX толковников» (лат. Септуагинта). В числе других ученых он прибыл туда по приглашению египетского царя Птоломея Филадельфа (282-246 гг. до Р.Х.), известного любителя просвещения, заботившегося о пополнении своей уникальной библиотеки, и, получив отдельное помещение в уединенном месте у Фаросского маяка, вскоре приступил к работе. По промыслу Божию, ему выпал жребий переводить книгу именно пророка Исайи, названного позднее «ветхозаветным евангелистом». Когда он дошел до пророчества "се, Дева во чреве приимет и родит сына", то сначала он слово "альма", которое в еврейском языке означает и деву, и молодую женщину, - перевел словом "парфенос", что по-гречески - собственно "дева". Но вдруг он спохватился, как же дева может родить? Он хотел зачеркнуть слово "парфенос", но был остановлен Ангелом, и ему было возвещено, что он своими глазами увидит и эту Деву, и этого Младенца. По другой версии, праведный Симеон свое недоумение высказал своим спутникам уже при возвращении на родину. Переходя вброд какую-то реку, он снял со своей руки перстень, бросил в реку и сказал при этом: «Если найдут его, то могу поверить изречению пророка по букве». Остановившись затем на ночлег в одном местечке близ этой реки, он купил себе на ужин рыбу. Когда, после приготовления, он сел есть ее со своими спутниками, то, к общему изумлению, нашел внутри ее свой перстень, брошенный в реку.

Так он и жил долгие десятилетия. Ушли сверстники, проходили новые, чуждые поколения; лишь обещание Ангела давало силу нести бремя жизни. И вдруг, Дух повелевает: пора. И Симеон поспешно приходит в храм и видит, и берет на руки самого Господа, и ничего не может сказать, кроме знаменитого "Ныне отпущаеши": "Владыка! Ныне Ты с миром отпускаешь меня к тому блаженству (за гробом). Мои глаза увидели Тайну, сокрытую от веков, и явившуюся в конце дней. Я увидел в Тебе Свет, рассеивающий омрачение неверующих народов и дающий славу новоизбранному Израилю. Узрев моего Спасителя, я ныне освобождаюсь от уз земной жизни". "Теперь, Господи, отпусти Твоего раба от союза с этой плотью к бесконечной, нестареющей жизни, ибо я видел Тебя,— Жизнь всех". "Отпусти меня возвестить Адаму, что я в образе Младенца видел Тебя, непременного, превечного Бога и Спасителя... Я пойду принести благую весть находящимся во аде Адаму и Еве о том, что Бог, Избавитель земного рода, придет до ада. Он подаст прощение всем пленным и прозрение слепым". "Христе! Ты даровал мне радость Твоего спасения. Прими Твоего служителя, утружденного старостью". Обращаясь к Пресвятой Деве, праведный Симеон предсказывает Ей будущее о Богомладенце и об Ее страданиях у креста Христова: "Этот Отрок будет знамением спора людей. Он лежит на падение и на восстание многих в Израиле: непокорным будет падением, верующим — восстанием". "И Твое сердце, Нетленная, пройдет оружие при виде Сына Твоего на кресте". (Такова речь Симеона Богоприимца в литургической передаче: здесь в собственные Евангельские слова (Лк. 2: 29-32) вплетается их искусное богословское толкование церковными песнотворцами – создателями канонов и стихир самого праздника и предпразднства Сретения: свв. Константинопольскими патриархами Германом и Анатолием; св. Андреем, архиеп. Критским; св.Косьмой, еп. Маиумским, преп. Иоанном Дамаскиным и Андреем Пирром.).




Всякая Душа потенциально Божественна.
Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
Свами Вивекананда
 
15.02.2010,Сообщение # 20   
Lillitt

Капелька Радуги.
Группа: Старший Модератор
Сообщений: 31509
Статус: Offline
[ (RU) ]
 




Старец Симеон стал, таким образом, символом ветхозаветного народа Израильского, абсолютный смысл многовековой истории которого воплощался только в подготовке себя (и окружающего языческого мира) к встрече с грядущим Мессией и исповедании Его Спасителем всего человечества. Он одряхлел и устал, все его близкие давно ушли в мир иной, и он чувствовал себя одиноким и чужим на этой земле. Едва увидев воплощенного Бога Слова, Симеон испрашивает отпущения и смерти. Он наполнен радостью и стремится побыстрее спуститься в ад и сообщить находившимся там ветхозаветным праведникам весть о приходе Избавителя мира – Мессии.

Праведная Анна (евр. hanna – милость, благодать) была дочерью Фануила, пророчицей из колена Асира. Увидев рожденного Спасителя, она пошла проповедовать благую весть о Мессии «всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2:38). Анна, возможно, прообразует то, что произойдет в Пятидесятницу, когда Святой Дух изольется на всякую плоть, и сыны и дщери будут пророчествовать (Деян. 1-2).

Сретение – праздник Господский, посвященный непосредственно Христу. Однако по своему богослужебному содержанию он исключительно близок праздникам Богородичным и в древности рассматривался как праздник, посвященный Матери Божией. Как отмечает известный иконописец инок Григорий Круг, на иконе праздника изображение Христа и Матери Божией равны по своей значительности: Младенец Спаситель, сидящий на руках Богоприимца Симеона, принимающего на руки свои Спасителя и являющего собою как бы ветхий мир, исполняющийся Божеством, и Матерь Божия, вышедшая на крестный путь – отдание Сына Своего на спасение мира. И вся икона в своем построении выражает эту двойственную природу праздника, радость Сретения и страстную скорбь, то, что заключено в словах Симеона Богоприимца, пророческий смысл слов старца: «се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (Лк. 2:34).

Древнейшее из известных ныне художественных изображений Сретения Господня в Иерусалимском Храме запечатлено в мозаике римской церкви V в. Санта Мария Маджоре, возведенной в 432-440 гг., вскоре после III Вселенского Собора (Ефесского, 431 г.), на котором была осуждена ересь Нестория, утверждавшего, что Господь родился человеком и соединился с Божеством лишь в крещении, и поэтому Дева Мария не Богородица, а Христородица («Христос» по-греч. и значит «мессия»). Окончательно иконография Сретения складывается в IX-X вв. и с тех пор практически не меняется.

Празднование Сретения Господня восходит к довольно древним временам – IV в. по Р.Х. До IV в. цикл важнейших годовых праздников ограничивался лишь тремя – Пасхой, Пятидесятницей и Епифанией (Богоявлением). Древнейшим исторически достоверным свидетельством о богослужебном праздновании Сретения на христианском Востоке является «Паломничество ко Святым местам» Этерии (Сильвии), датируемое концом IV в. Сретение здесь еще не имеет самостоятельного наименования и называется просто «сороковым днем от Епифании».

Установление праздника, по сказанию Четьих Миней, связано с бедствиями, бывшими в Константинополе, Антиохии и других частях при императоре Юстиниане зимой 541/542 гг. – ужасной моровой язвы и землетрясений. В Византии ежедневно умирало до десяти тысяч человек, пока Господь в видении не открыл некоему благочестивому человеку, что бедствия прекратятся, если будет установлено торжественное празднование Сретения Господня. Торжественное богослужение состоялась 2 февраля 542 г.; болезнь и землетрясение прекратились в тот же день. Но это предание исторически недостоверно. Согласно «Всемирной хронике» византийского историка Георгия Амартола (IX в.) и Хронике также византийского историка Георгия Кедрина (составлена на рубеже XI-XII вв.), празднование Сретения началось при предшественнике Юстиниана Великого, императоре Юстине I (518-527), в девятый его год царствования. Т.е. речь идет о 526/527 г.

Но, конечно, нам важен не конкретный исторический повод для введения в годичный круг праздника Сретения Господня. Сретение – это встреча с Богом ветхозаветного человечества в лице старца Симеона, когда весь Ветхий Завет увидел исполнение чаяния «своего моления». Трогательна картина принесения Богомладенца Христа в Храм: Пришедый в мир спасти род человечь, Сам по закону, яко закона Творец, закон исполняя, во храм приносится и старцу дается. Как говорит свт. Григорий Палама, Христос не нуждался в очищении, поскольку был зачат бессемянно и рожден непорочно: это было делом послушания. Не только закону Божию: это было совершенное послушание нового Адама в противопоставление непослушанию Адама ветхого. И если непослушание последнего привело к падению и порче, то послушание нового Адама – Христа возвратило «ослушавшуюся» человеческую природу к Богу и исцелило человека от ответственности за его непокорность.




Всякая Душа потенциально Божественна.
Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
Свами Вивекананда
 
15.02.2010,Сообщение # 21   
Lillitt

Капелька Радуги.
Группа: Старший Модератор
Сообщений: 31509
Статус: Offline
[ (RU) ]
 




При подготовке были использованы материалы:
Еп. Вениамин (Милов). Чтения по литургическому богословию: гл. 17 (см. lib.eparhia-saratov.ru/books/03v/veniaminmilov/reading/66.html ).
Прот. Николай Погребняк. Встреча с Богом: иконография Сретения Господня (см. vedomosti.meparh.ru/2006_1_2/11.htm)
http://www.taday.ru/text/28027.html?rss_feed=export_all



Всякая Душа потенциально Божественна.
Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
Свами Вивекананда
 
14.10.2012,Сообщение # 22   
Lillitt

Капелька Радуги.
Группа: Старший Модератор
Сообщений: 31509
Статус: Offline
[ (RU) ]
 




Святая мученица Параскева, нареченная Пятницею
День памяти: Октябрь 28- старый стиль, новый - 10 ноября


Святая мученица Параскева, нареченная Пятницею, жила в III веке в Иконии в богатой и благочестивой семье. Родители святой особенно почитали день страданий Господних - пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскевою, что в переводе с греческого и означает - Пятница. Всем сердцем возлюбила юная Параскева чистоту и высокую нравственность девственной жизни и дала обет безбрачия. Она захотела посвятить всю свою жизнь Богу и просвещению язычников светом веры Христовой. На этом праведном пути суждено было Параскеве, носившей в имени своем память о дне великих Страстей Иисусовых, приобщиться и в жизни Страстям Христовым через телесные муки. За исповедание православной веры озлобившиеся язычники схватили ее и привели к городскому властителю. Здесь ей предложили принести богомерзкую жертву языческому идолу. С твердым сердцем, уповая на Бога, отвергла преподобная это предложение. За это она претерпела великие мучения: привязав ее к дереву, мучители терзали ее чистое тело железными гвоздями, а затем, устав от мучительства, всю изъязвленную до костей, бросили в темницу. Но Бог не оставил святую страдалицу и чудесно исцелил ее истерзанное тело. Не вразумившись этим Божественным знамением, палачи продолжали мучить Параскеву и, наконец, отсекли ей голову.

Святая Параскева Пятница всегда пользовалась у православного народа особой любовью и почитанием. С ее памятью соединяется множество благочестивых обычаев и обрядов. В древних русских месяцесловах и святцах имя мученицы пишется так: "Святая Параскева, нареченная Пятница". Храмы во имя святой Параскевы назывались в древности Пятницами. Наименование Пятниц получали в старину на Руси небольшие придорожные часовни. Простой русский народ называл мученицу Параскеву Пятницей, Пятиной, Петкой. Иконы святой Параскевы особенно почитались и украшались нашими предками. Русские иконописцы обыкновенно изображали мученицу суровой подвижницей, высокого роста, с лучезарным венком на голове. Иконы святой мученицы охраняют семейное благополучие и счастье. По церковному верованию, святая Параскева - покровительница полей и скота. Поэтому в день ее памяти принято приносить в церковь для освещения плоды, которые хранятся потом как святыня до следующего года. Кроме того, святой Параскеве молятся о сохранении скота от падежа. Святая мученика - целительница людей от самых тяжелых душевных и телесных недугов.



Всякая Душа потенциально Божественна.
Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
Свами Вивекананда
 
14.10.2012,Сообщение # 23   
Lillitt

Капелька Радуги.
Группа: Старший Модератор
Сообщений: 31509
Статус: Offline
[ (RU) ]
 




Параскева
Параскева (Параскева Пятница, Прасковья Мучильница, Парасковья Временная, Христовым Страстям Причастница, Прасковея Грязниха (Грязнуха), Порошиха, Льняница, Трепальница, Параскева Сербская, Тырновская, Тырновка, Пятина, Петна, Паника) - народное название дней памяти святых Параскев, которых в русской православной традиции насчитывается четыре:

1) 20 марта / 2 апреля - римской мученицы, пострадавшей при Нероне с сестрами Фотиною Самарянынею и Кириакою;
2) 26 июля / 8 августа - Преподобномученицы Параскевы, родившейся в 138 году в деревне близ старого Рима. Ее родители - христиане Агафон и Полития соблюдали Божьи заповеди, за что Господь даровал им, не имевшим детей, дочь, которая родилась в пятницу, отчего и получила имя: Параскева. Она проповедывала православную веру и обратила многих язычников в христианство; вследствие чего евреи предъявили ей обвинение перед императором Антонином; последний подверг ее мучениям: Параскева была погружена в сосуд с кипящей смолой и олеем (елеем - оливковым маслом), от брызг которого Антонин ослеп, но молитва святой, вернув ему зрение, обратила его в христианскую веру. Еще дважды держала обет Параскева - перед Асклепием, осудившем ее на съедение дракону, и перед Тарасием, от меча которого и погибла в 161 году.
3) 14 / 27 октября - Преподобной Параскевы Сербской, которая была родом из Эпивата, близ Силистрии; прославилась святостью и подвигами в середине XI в. в Палестине, когда и был установлен день ее памяти. Ее мощи в 1238 г. перенесены в Тырново (отсюда частое название этой святой в народе - Тырновская или Тырновка); в 1641 г. в г. Яссы, а ныне находятся в Белграде.
4) 28 октября / 10 ноября - мученицы Параскевы, нареченной Пятницы, родившейся в III в. в Иконии (южная Турция). В Житии сообщается, что ее богатые и благочестивые родители, особенно почитали день страданий Христовых - пятницу, соблюдали строгий пост, молились, раздавали нищим милостыню, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день Параскевою, что в переводе с греческого означает Пятница. Параскева, решив посвятить себя Богу и просвещению язычников, дала обет безбрачия и вела с юности аскетический образ жизни. При Диоклетиане, за исповедание православной веры, была приведена язычниками на суд к правителю области, который предлагал ей отречься от Христа и принести жертву языческому идолу, обещав взять ее себе в супруги. За отказ Параскеву Пятницу подвергли мучениям и истязаниям, после которых отсекли голову.

"Пятница - день крестной смерти, день скорби, день искупления, день исполнения великой тайны" (Веселовский А. Н. 1876. С. 366). Древние римляне посвящали день пятницы богине Венере, германцы - Фрее, славяне - св. Параскеве.



Всякая Душа потенциально Божественна.
Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
Свами Вивекананда


Сообщение отредактировал Lillitt - Воскресенье, 14.10.2012, 06:42
 
14.10.2012,Сообщение # 24   
Lillitt

Капелька Радуги.
Группа: Старший Модератор
Сообщений: 31509
Статус: Offline
[ (RU) ]
 




Святая Параскева Пятница пользовалась особым почитанием у восточных славян, наравне с Николаем Чудотворцем (см. Николин день) и Богородицей (см. Рождество Богородицы). На старых севернорусских иконах даже встречается изображение ее лика на обороте иконы Божьей Матери. В народных представлениях, святая Параскева считалась покровительницей одноименного дня недели - пятницы (хотя празднование дня этой святой не всегда приходилось на этот день), поэтому все поверья, существующие в народе насчет пятницы, относились и к самой Параскеве.

Храмы во имя святой Параскевы исстари назывались Пятницами. Таким же образом именовались небольшие придорожные часовни на столбиках, кресты, а в древнее время - столбы с изображениями святой Пятницы, которые устанавливались на перекрестках и распутьях дорог и считались священными, около них происходили проводы в дальнюю дорогу, встречи из дальних странствий; здесь же девушки молились о хороших женихах. Сами перекрестки тоже носили названия пятниц. Пятницами же назывались и скульптурные деревянные резные изображения святых Параскевы и Николая Угодника (см. Николин день), часто раскрашенные, которые "ставили в церквах в особых шкапчиках и народ молился перед этим идолом" (Святский Д.О. 1908. С. 22). Иконы св. Параскевы особенно почитались и украшались вышитыми полотенцами, лентами, цветами, душистыми травами, монистами и другими подвесками. На иконах Параскева изображалась суровой подвижницей, высокого роста, с лучезарным венком на голове; часто в паре с преподобной мученицей Анастасией Римляныней (в народной интерпретации Анастасией-овечницей - 29 октября / 11 ноября). Иконы св. Параскевы хранились в церквях, откуда выносились на крестные ходы; а также во многих крестьянских избах, охраняя семейное благополучие.



Всякая Душа потенциально Божественна.
Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
Свами Вивекананда
 
14.10.2012,Сообщение # 25   
Lillitt

Капелька Радуги.
Группа: Старший Модератор
Сообщений: 31509
Статус: Offline
[ (RU) ]
 




В народе Параскева Пятница представлялась красивой девушкой или молодой высокой худощавой женщиной (таких женщин до сих пор называют "долговязая пятница") с длинными распущенными волосами, символизировавшими лен, которая является в белой сорочке и плахте или нагой, часто в крови от уколов спиц и веретен, использовавшихся женщинами при прядении и ткачестве в пятницу, нарушивших таким образом запрет на работу в этот день (ср. на Украине Пятницу причисляли к русалкам, а в украинском обряде ее изображала простоволосая женщина, которую водили по деревням).

С наибольшим уважением к Параскеве Пятнице относились девушки и женщины, отчего этот день и получил название "бабьего" или "женского" праздника ("Параскева Пятница - бабья святая, так как повсюду наши крестьянки считают ее своей заступницей").

В народных легендах Параскева Пятница предстает повивальной бабкой - "простой бабой, которая занималась повоем" ("повой" - помощь женщине при родах; "повивать" - принимать младенца). Так, в легенде Меленковского у. Владимирской губ. видно, за что чтут и как объясняют святость Параскевы женщины-крестьянки: к лежащим на печи Параскеве с мужем зашел ночью в избу парень и пригласил Параскеву на повой. Далее сообщается, что ребенка Параскева принимала в бане у девки, которая жила с чертями. Св. Параскеве Пятнице удается с помощью креста и молитвы отнять новорожденого у чертей. Черти, не смирившись с потерей ребенка, смутили нечистивого царя, который стал уговаривать Параскеву отречься от христианской веры. Параскева отказалась и царь в пятницу казнил ее - отрубил голову. Поэтому и зовется мученица Параскева Пятницей.

Параскеву, наряду с Покровом Богородицы, считали покровительницей брака и родов, а дни Покрова и Пятницы виделись тождественными и заменяющими друг друга. Параскеву также просили о замужестве: "Матушка Пятница Параскева, покрой меня поскорее"; "Пятница, святая мученица Парасковея, пошли мне женишка-то поскорее!" (архангельск.); "Девята Пятница - Прасковья, пошли мне жениха поскорее, да к тому же поласковее" (вятск.). В день св. Параскевы девушки гадали о женихах, подобно тому, как гадали в день Покрова. Происходило органичное соединение образов Параскевы и Богородицы, что отразилось в фольклорном материале, где в духовном стихе о милостивой жене дева Мария именовалась и Богородицей и Пятницей:
"Стояла милослива жена да милосердна
Во край пути да край дорози.
Во сне ей и Пятница явилась,
Сама пресвятая Богородица…"
(олонецк.; Чичеров В.И. 1957. С. 41).

В народных представлениях Пятница и Богородица - защитницы женщин, распорядительницы браков, покровительницы дома и женских занятий.

Слившийся образ Пятницы - Богородицы имеет языческие корни, в его основе лежат представления о божестве в женском облике. Недаром проводится параллель между почитанием Параскевы Пятницы и культом Мокоши (богиня восточнославянской мифологии, женское божество древнерусского пантеона, которая в народных представлениях была женщиной с большой головой и длинными руками - см. Успенский Б.А. 1982. С. 134-138). Святая Параскева видится естественным продолжением Мокоши после принятия православия.



Всякая Душа потенциально Божественна.
Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
Свами Вивекананда
 
14.10.2012,Сообщение # 26   
Lillitt

Капелька Радуги.
Группа: Старший Модератор
Сообщений: 31509
Статус: Offline
[ (RU) ]
 




Первоначальный образ языческого божества Мокоши был унаследован "земледельческой Богоматерью - Пятницей" и соединил в себе черты христианских святых, считавшихся покровительницами женщин. Так, с Параскевой Пятницей - Богородицей слился образ преподобной Параскевы (14/27 октября) - Параскевы Грязнихи, получившей свое название в народе от грязи на дорогах в середине октября ("На Грязнуху не бывает сухо"; "На грязнуху большая грязь - четыре седмицы до зимы"; "Если грязь велика, лошадиное копыто заливается водой, то выпавший снег сразу устанавливает зимний путь"); образ Анастасии Узорешительницы (22 декабря / 4 января); св. Екатерины (24 ноября / 7 декабря); Варвары (4/21 декабря); день зачатия св. Анны (9 / 22 декабря). Все они считались покровительницами беременных женщин, им молились "ходящие на сносях", чтобы "роды были легкие"; "от трудного рождения жен"; к Варваре обращались - "Варвара, Христова мученица, распростай, Господи"; день св. Анны считался обетным праздником беременных. К образу Богоматери - Пятницы можно отнести праздники иконы осенней Казанской Богоматери (22 октября /4 ноября) и Введение Богородицы во храм (21 ноября / 4 декабря; см. Введение).

Культ Пятницы соотносился также с почитанием Николы (см. Николин день) и Недели/воскресенья (почитание последней отразилось в русском культе св. Анастасии). Часто св. Параскева наделялась функциями Доли (в славянской мифологии воплощение счастья, удачи, даруемых людям божеством), сообщая человеку, как ему лучше поступить для более благополучной жизни, или сама соединялась в народных представлениях с Долей.

Кроме функции покровительницы браков и Доли, Параскева Пятница считалась покровительницей женской зимней работы, в первую очередь, прядения, а также прях (здесь она тоже заимствовала себе дело Мокоши, прядущей по ночам в избе; по поверьям, не разрешалось оставлять кудель открытой, а "то Мокша опрядет"). Отсюда и название св. Параскевы Льняницею. ("На Парасковию-льняницу начинают мять и трепать лен"; "Мни и толки льны с Грязнихи"). Параскеве Пятнице приносилась жертва - в колодец бросали кудель; назывался обряд "мокрида", который также как и имя Мокоши, имел общий корень со словами "мокрый", "мокнуть" или "mokus" - прядение. В канун Параскевы-льняницы приготовляли обтрепанную первину (первинку) льна, которую посвящали этой угоднице, приносили для освящения в церковь, затем прикрепляли к образу св. Параскевы. В этот день устраивались "льняные смотрины" - женщины выносили вытрепанный лен-первак на улицу, демонстрировали друг другу, хвалясь своей работой. Девушки стремились показать свое "льняное искусство" парням и будущим свекровям.



Всякая Душа потенциально Божественна.
Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
Свами Вивекананда
 
14.10.2012,Сообщение # 27   
Lillitt

Капелька Радуги.
Группа: Старший Модератор
Сообщений: 31509
Статус: Offline
[ (RU) ]
 




По древним верованиям, св. Параскева признавалась покровительницей полей и плодородия, земли и скота. Земля связывалась с образом Параскевы, также как и образ Богородицы (см. Рождество Богородицы). Существовало поверье, что в пятницу, "матушку Прасковью", грехом было "тревожить землю, ибо во время крестной смерти Спасителя было землетрясение" (Ушаков Д. 1896. С. 200). К св. Параскеве обращались при начале жатвы, когда одна из старух с "легкой рукой" выходила ночью в поле, сжинала первый сноп, связывала, три раза клала на землю, приговаривая: "Пятница - Параскева - матушка. Пошли рабам божиим, без скорби и болезни окончить жатву; будь им заступница от колдуна и полудницы, еретика и еретицы" (калужск.; Львовский Л. 1902. С. 198). В день памяти св. Параскевы в церковь приносили для освящения разнообразные плоды и зерно, которые потом хранились крестьянами в домах, как священные предметы, до следующего года. Кроме того, Параскева Пятница молилась о защите от коровьей смерти, о сохранении скота от падежа, при этом "приносили кисель в гробу".

В народе верили, что св. мученица Параскева исцеляет людей от тяжелых душевных и телесных недугов: "от дьявольского или нечистого наваждения"; "от корчей и трясучек" (кубанск.); при лихорадке, зубной или головной боли и т.д. В честь св. Параскевы составляли специальные молитвы, писали их на листках бумаги и носили на шее, предохраняя себя, таким образом, от разных болезней; нередко подобные "молитвы" привязывались к голове для исцеления от головной боли; чтобы освободиться от нечистого духа ставились свечи перед иконою св. Параскевы Пятницы. По поверью, целебным свойством обладали травы, цветы и другие привески к образу Параскевы, поэтому их сохраняли весь год и использовали в случае болезни: травы варили, а их отвар давали пить больным. В Ильинскую пятницу и в день св. Параскевы исполнялся обычай "пронимания" (протаскивания) больных через распиленные и расщепленные деревья - с развилкой ветвей или "воротцами", образованными вросшим обратно в ствол суком, с целью исцеления (см. Щепанская Т.Б. 1999. С. 149 - 190); при этом к таким деревьям приносился образ Параскевы Пятницы и совершались "молебные пения" (Пошехонский у., Ярославская губ.).

Святая Параскева считалась покровительницей воды: "вода земли /земная влага/ и Параскева тождественны". Об этом говорят бытующие в народе предания об иконах Параскевы Пятницы, "явленных" на воде, ручье, роднике или колодце, вследствие чего вода приобретала особую животворящую силу, становилась святой и целебной. При подобных источниках и колодцах, называемых в народе "пятницкими" или "Пятницами", вешались иконы св. Параскевы, ставились часовни и кресты. К таким святым местам в Девятую, Ильинскую пятницу и день св. Параскевы совершались крестные ходы, около них служились молебны, читались молитвы, приходили люди за исцелением от всевозможных болезней; существует множество народных легенд о чудесах исцеления больных. Водой мыли больные места, обливались, брали с собой в бутылках, чтобы использовать в течение всего года, так как вода из пятницких источников не цвела и не портилась. Заболевший человек "завечался" "на пятницу" - обещал сходить к источнику св. Параскевы и оставить какой-нибудь "завет" - жертвенное приношение св. Параскеве; наиболее распространенными "заветами" были деньги (их бросали в источник), предметы одежды - рубахи, платки, носки (чаще всего, приносились вещи с заболевшей части тела), полотенца: "…серебрятся на дне колодца серебристые гривенники и пятиалтынные /…/, передаются или прямо бросаются разные изделия женского досужества, часто с громким заявлением о прямой цели жертвования: сшитое белье в виде рубах, полотенце на украшение венчика и лика, вычесанная льняная кудель или выпряденные готовые нитки, а также волна (овечья шерсть) (Угоднице на чуловки!" "Матушке - Пятнице на передничек!" - кричат в таких случаях бабы). (Максимов С.В. 1994. С. 194). Считалось, что принесенный "завет" "дойдет до Параскевы" и она поможет выздоровлению. Людей, небрежно относящихся к ключикам, постигало несчастье.



Всякая Душа потенциально Божественна.
Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
Свами Вивекананда
 
14.10.2012,Сообщение # 28   
Lillitt

Капелька Радуги.
Группа: Старший Модератор
Сообщений: 31509
Статус: Offline
[ (RU) ]
 




Покровительствовала св. Параскева и торговле. Принято было праздновать девять торговых пятниц, следующих одна за другою в продолжении девяти недель после Пасхи. По пятницам обычно происходили в городах и деревнях торги и ярмарки. Так, в Звенигородском у. Московской губ. ярмарка носила название Берендеева пятница.

В народном сознании Параскева Пятница виделась и как добрая заступница и как грозное карающее божество, поэтому старались не прогневать ее и относились с должным почтением. Существовало поверье, что св. Пятница ходит по земле в виде молодой женщины и смотрит за жизнью людей, как соблюдаются обычаи и запреты. Некоторых подвергает наказанию, а иных награждает и милует. Так, в одной из легенд, человек встретил в пути Параскеву Пятницу и угостил ее, а она посулила ему "богатую девушку-сиротку и сто лет веку". Далее говорится о том, что человек дважды просил Параскеву продлить ему срок жизни, так как умирать ему не хотелось. По прошествии третьей сотни лет, ему надоело жить, он состарился - "по всему телу мох вырос" и он согласился на смерть. Параскева, рассердившись на такое поведение мужика, сначала показала ему два хороших места, где он остался бы после смерти, если бы умер раньше, затем привела старика в третье место, открыла дверь и толкнула его прямо в ад, проговорив: "…в триста-то лет ты столько согрешил, что где же тебе и жить, как не у чертей в когтях?" (Некрылова А.Ф. 1991. С. 383).



Всякая Душа потенциально Божественна.
Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
Свами Вивекананда
 
14.10.2012,Сообщение # 29   
Lillitt

Капелька Радуги.
Группа: Старший Модератор
Сообщений: 31509
Статус: Offline
[ (RU) ]
 




Само название Пятницы указывало на тот день недели, в который следует почитать св. Параскеву. Поэтому в течение года праздновали не только день св. Параскевы, а почитали также "временные" или "именные" пятницы, т.е. те, которые отмечались перед главными годовыми праздниками, перечисленные в известном апокрифическом "Сказании о 12 пятницах, в году бываемых, в кои должно всякому православному христианину от греха блюстися и постися", ранние списки которого относятся к XIII - XV вв. Это сказание особо почиталось наравне со "Сном Богородицы", "Хождением Богородицы по мукам", сказаниями о холере, о двунадесяти лихорадках. Из двух первоначально существовавших редакций статей "Сказания о 12 пятницах", первая была внесена в легенду о прении Элевферия с Тарасием, и потому носит название Элевферьевской. Второй вариант перечисления 12 пятниц, получивший название "Поучение иже во святых отца нашего Климента папы Рымского о двунадесятницах", больше известен в русской традиции, сюда можно отнести и народные пересказы этого мотива в русских духовных стихах. Соблюдение перечисленных в "Поучении" пятниц посвящалось св. Параскеве, они носили название "временных", так как каждая почиталась в определенное время: 1-я пятница - в первую неделю Великого поста; 2-я - перед Благовещеньем; 3-я - на Страстной неделе; 4-я - перед Вознесением; 5-я - перед Троицей; 6-я - перед Рождеством Иоанна Предтечи (см. Иван Купала); 7-я - перед Ильиным днем; 8-я - перед Успением Богородицы; 9-я - перед днем Кузьмы и Демьяна; 10-я - перед днем Архангела Михаила; 11-я - перед Рождеством Христовым; 12-я - перед Богоявлением (см. Крещение). Также их называли "именными", т.е. имевшими определенные названия: Успенская, Рождественская, Ильинская ("грозовая") и т.д.

Русские редакции Климентовского сказания отличались тем, что кроме распределения пятниц по главным годовым праздникам, каждая из этих пятниц имела особое преимущество, которое обещалось верующему человеку в случае ее соблюдения. Эти преимущества - "благодати" - либо связывались с событиями из ветхозаветной истории, либо заимствовались из области народных примет и верований. Так, первая мартовская пятница соединялась с памятью об убийстве Авеля, отсюда обещание верующим о защите от напрасного убийства, от запойной или внезапной смерти; соблюдение Ильинской пятницы гарантировало спасение от огня, пламени и грома (см. Ильин день) и т.д.

В заключении "Поучения св. Климента" говорится:
"Кто эти пятницы почтет постом - молитвами,
Земными низкими поклонами,
Тот человече во Христа имя записан будет /…/
Кто эти пятницы не станет постить
И постом, и молитвами,
Ежели вове те пятницы
Муж жене приближен будет,
Зародится от них детище недоброе,
Либо вор, либо плут, либо пьяница,
Клеветник, еретник или душам пагубник".
(Веселовский А.Н. 1876. С. 353 - 354).



Всякая Душа потенциально Божественна.
Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
Свами Вивекананда
 
14.10.2012,Сообщение # 30   
Lillitt

Капелька Радуги.
Группа: Старший Модератор
Сообщений: 31509
Статус: Offline
[ (RU) ]
 




Пятницы, упоминаемые в "Сказании о 12 пятницах", по народным представлениям, это живые существа, к которым обращались с молитвой и прошениями. Народное воображение рисует их в виде девушек, причем "Десятая пятница" считается среди них старшей, вместе с "Девятой пятницей" она доносит до Бога молитвы людей раньше остальных "пятниц", так как по убеждению крестьян стоит ближе к Богу, святым угодникам и Богородице. Об одушевлении пятниц говорит народная легенда о трех святых женщинах - Среде, Пятнице и Субботе, которые видели страсти Господни и поведали об этих страстях миру.

Кроме "временных" пятниц отмечали "обетные", когда в случае произошедших несчастий - падежа скота, неурожая хлеба, тяжелых болезней, стихийных бедствий, пожаров давался обет не только соблюдать строгий пост по некоторым пятницам, но и отмечать их как праздничные. Так, в одной из деревень Московской губ. принято было не работать в Ильинскую пятницу, но в одно из дождливых лет в эту пятницу выдалась сухая и солнечная погода, и весь мир принял решение нарушить запрет о нерабочем дне; но как только стали косить и убирать сено с луга, поднялся вихрь и целые стога сена понесло с возов в Москву-реку; с тех пор чтут в этой деревне Ильинскую пятницу как праздник и никогда не работают. Таких пятниц соблюдают девять: Обжорная (на третьей неделе Великого поста); Страстная; Спасовая; Временная (при совпадении дня Параскевы с пятницей; об этой пятнице существует легенда, в которой говорится о глупой бабе, приехавшей на ярмарку купить образ Временной Пятницы. Вместо него разносчик показал ей образ св. Егория

Храброго. В ответ на удивление, что Пятница изображена на коне, слышит объяснение: "Экая ты, баба, дура! Оттого она и называется Временною, что иной раз пешком ходит, а временем на коне ездит" (Некрылова А.Ф. 1991. С. 384); Разгульная (в эту пятницу происходит угощение молодыми зятьями тещи и тестя за непорочность невесты киселем с маслом); Молебная; Кающаяся; Праздничная (в день св. Параскевы); Девятая (на первой неделе Петрова поста).

Также соблюдался строгий пост и воздержание во время всех пятниц ("все 52 пятницы важны"). В духовном стихе говорится:
"Во пустыне святой труженик трудился,
Не владал он ни рукою, ни ногою.
Во сне ему Пятница явилась,
Крестом она его окрещала,
Свечой она его осветила,
Гласом она его оглашала:
"Ты встань, раби Божий, подымися,
Ты встань, раби, Богу помолися.
Поди, раби, по всему свету,
Прославь, раби, всему миру,
Чтобы в неделе по три дня поминали,
А пятницу, среду почитали,
В воскресный бы день не работали,
Во пятницу пыли не пылили,
А в середу золы б не золили,
К обедне, к заутрене ходили,
Усердно бы Богу помолились".
(Голубиная книга. 1991. С. 209).



Всякая Душа потенциально Божественна.
Цель Жизни состоит в проявлении в себе этой Божественности подчинением внутренней и внешней Природы.
Достигайте этого трудом, молитвою, психическим упражнением или философией, – одним из этих способов, несколькими из них или всеми, – и будете Свободны.
В этом вся сущность Религии; учения, догматы, обряды, книги, храмы, уставы – все это лишь второстепенные детали.
Свами Вивекананда
 
Форум » Религия и верования » РЕЛИГИИ И ЧЕЛОВЕК » Сегодня православный мир празднует... (пополняемый календарь православных праздников)
  • Страница 2 из 3
  • «
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск:

  • | 08.03.2019| -НАШИ ПРАЗДНИКИ И ПОЗ... -| |Aleksey
  • | 07.03.2019| -Мирная и магическая ... -| |Potere_Infinito
  • | 24.02.2019| -Великие Мистические ... -| |jtyr
  • | 30.01.2019| -Ричард Ингалес «Исто... -| |jtyr
  • | 07.01.2019| -Разрыв связей, котор... -| |jtyr
  • | 27.12.2018| -Разрывая узы кармы. ... -| |jtyr
  • | 26.12.2018| -ПУТЬ ОСОЗНАННОСТИ -| |jtyr
  • | 21.12.2018| -Обмен практиками. Гд... -| |Lillitt
  • | 18.11.2018| -...потворство злу -| |jtyr
  • | 17.10.2018| -Ищу помощь! -| |Ksusha