ПОНЯТИЕ ПУСТОТЫ (ШУНЬЯТЫ) КАК ОБЪЕКТ ТАНТРИЧЕСКОЙ САДХАНЫ В - Форум
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Модератор форума: Lillitt, Serebro, Jonymne  
Форум » Религия и верования » РЕЛИГИИ И ЧЕЛОВЕК » ПОНЯТИЕ ПУСТОТЫ (ШУНЬЯТЫ) КАК ОБЪЕКТ ТАНТРИЧЕСКОЙ САДХАНЫ В (В докладе, А.П. Ольшевского.)
ПОНЯТИЕ ПУСТОТЫ (ШУНЬЯТЫ) КАК ОБЪЕКТ ТАНТРИЧЕСКОЙ САДХАНЫ В
20.10.2010,Сообщение # 1   
Чёрт

Модератор в бессрочном отпуске.
Группа: Постоянные пользователи
Статус: Offline
[ (RU) ]
 




http://www.nevadelta.ru/panchama-veda/emptiness.html
Концепция Пустоты является высшей точкой развития «апофатической» части индийской теологии. Истинная природа Абсолюта не имеет определения. Она есть «то, что для шуньявадинов (последователей Шуньявады, буддистов) — Шунья; то, что для познающих Брахмана — Брахман». (Аннапурна-упанишад 3.19)

Никакие относительные понятия (качества, признаки, атрибуты и др.) не могут выразить реальную природу Брахмана, как тишина не может быть выражена с помощью слов. Поэтому Пустота является наиболее полным выражением единой безграничной Реальности или Брахмана (подобно тому, как ноль является суммой бесконечного ряда положительных и отрицательных чисел). В Чандраджняна-тантре говорится: «Низ, верх и все направления пространства, земля, вода и огонь, ветер, эфир, ум (манас), разум (буддхи), аханкара («творец личности», эго) — все эти качества есть Шунья, не имеющая опоры и в которой пребывает всё».

Согласно «Ануттара-бхаттараке» (одной из бхайрава-агам кашмирского тантрического шиваизма), «это есть место (стхана), где отсутствует стремление к познанию, где обитает Пречистый Бог, свободный от ухода и возвращения, лишенный опоры, лишённый стремления к действию, сам Шива, природой которого является Пустота».

В «Пратьябхиджня-хридае» сказано, что «изначально Парама-шива существует как Анашрита-шива (Шива, «не имеющий пристанища»), природа которого — Абсолютная Пустота (шунья-атишунья), нераздельная с его сиянием». Согласно Лингарчана-тантре «Дэва Садашива не имеет органов чувств (индрия-рахита) и имеет форму пустоты (шунья-рупа)».

Шунья есть неизменная непроявленная (авьякта) природа Шивы и изначальный источник всего.

В «Вимарша-дипике» (комментарии Ачарьи Шивопадхьяи к Виджнянабхайрава-тантре) сказано: «То свободное и полное, называемое Шивой, есть обитель Пустоты (шунья-дхама), где исчезают все элементы (таттва) и откуда они возникают».

«Не существует того, что не там (в Пустоте), не существует того, что не есть то (Пустота). Внутри и снаружи неё не существует чего-либо иного».

В писаниях Шакты Пустота описывается как высшее местопребывание Дэви (Богини, персонифицирующей Шакти). В Тара-упанишад Дэви (Тара) говорит: «Шунья — моя асана (сидение, трон)». Согласно «Тара-рахасье» (патала 1) , местопребыванием Богини являются пять пустот (панча-шунья), в которых она создаёт, сохраняет и разрушает Вселенную. Говорится, что «в пятой шунье Махадэви (Тара) в форме Шивы, Трёхглазая, приводит Вселенную к уничтожению». (1.25)

«В шестой шунье пребывает Брахман, состоящий из Пустоты, который есть Вселенная и Владыка Вселенной». (1.27)

Тёмный (чёрный или тёмно-синий) образ богини (Кали и Тары) символизирует разрушительную силу времени и неизменный процесс всеобщей энтропии. Шива говорит Богине: «Форма Брахмана, которая есть высшее блаженство, это Высшая Тарини (Богиня Тара). В ней растворяется всё. Эта форма — Вселенная. Так, о Богиня, Великая Дакшина-Кали (согласно некоторым тантрам — главная форма Кали) пребывает повсюду, пронизывая Великую Пустоту (махашунья), имеющую чёрный образ». (Шактисангама-тантра, Кали-кханда 2.42)

В психологическом аспекте Шунья означает абсолютную чистоту, бесстрастие и невозмутимость безличного сознания, а также нереальность личности субъекта.

С точки зрения Веданты (Адвайты) существование субъекта нереально вследствие неделимости Абсолюта. Поэтому «не существует ни разума, ни неведения, ни ума, ни дживы». (Аннапурна-упанишад 5.10)




Работая над решением задачи, всегда полезно знать ответ.
 
20.10.2010,Сообщение # 2   
Чёрт

Модератор в бессрочном отпуске.
Группа: Постоянные пользователи
Статус: Offline
[ (RU) ]
 




Иллюзия существования субъекта представляет индивидуальную точку зрения относительно реальности. Сам субъект — пустое место, занимаемое то одним, то другим потоком состояний и мыслеформ. «Всё это — тело, индрии и другие (элементы личности), созданы неведением. Таким образом неистинное (асатья) функционирует подобно истинному». (Анубхава-сутра 5.25)

Истинная природа Атмана свободна от всех состояний. «Анавастха (отсутствие состояния) — его форма, которая есть только бытие (сатта-матра), недоступное пониманию». (Куларнава-тантра 9.7)

«Другие (Шанкара имеет в виду буддистов) называют его Пустотой». (Брахма-сутра-бхашья 1.1.1)

В высшем значении каждое индивидуальное «я» (ахам) есть сам Брахман (ошибочно отождествляемый с упадхи), имеющий природу единства Шивы и Шакти.

Согласно тантрической этимологии, слово «ахам» означает единство Сознания и Энергии или Шивы и Шакти. Слог «А» означает Шиву, «Ха» означает Шакти, «М» — единство обоих. «Слоги «А» и «Ха» (представляющие первую и последнюю буквы санскритского алфавита) — это Шива и Шакти, имеющие формы Пустоты (шунья-акара), соединённые друг с другом в форме сияния духовной вибрации (спхурана-пракаша-рупа), которое в упанишадах называется Высшим Брахманом». (Варивасья-рахасья, шлока 69)

Поэтому «Высший Атман (параматман) есть Пустота (шунья)». (Джнянасанкалини-тантра, шлока 33)

Пустота сознания означает его наполненность только собой (чин-матрата). Поэтому пустота Атмана означает только отсутствие в нём внутреннего разделения. «Непустота (ашунья) называется пустотой (шунья). Шунья называется абхавой (отсутствием психического существования). То, что обозначено как абхава, есть то, в чём бхавы (состояния, тенденции) становятся утраченными». (Сваччханда-тантра 4.291)

В комментарии Ачарьи Джаяратхи к «Тантра-алоке» (1.33) говорится: «В высшем значении (парамартхатах) Шунья — это отсутствие всякой опоры (аламбана) на элементы, а также отсутствие всех признаков существования (индивидуальности) и источника аффектов (клеша), но не пустота».

В «Гирлянде света» (Алока-мала), цитируемой в «Спанда-прадипике» (комментарии Ачарьи Утпаладэвы на «Спанда-карику») сказано: «То состояние (авастха), которое вследствие своей чистоты не создаёт затемняющих мыслительных процессов, непостижимое и несравненное, называется шуньятой».

Согласно «Виджняна-бхайраве» (дхарана 108), Атман не подвержен никаким изменениям и не является познающим и действующим, «поэтому весь этот мир есть Пустота (атах шуньям идам джагат)».

Стабильность любого состояния является воображаемой. Единственным неизменным состоянием является отсутствие всех состояний или полная Пустота. Поэтому (согласно Чандраджняна-тантре) «следует созерцать весь мир как Пустоту, созерцая которую медитирующий никогда не будет разрушен». В Виджняна-бхайрава-тантре (шлока 124) говорится: «То, что непостижимо, то, что невоспринимаемо (аграхья), то, что является пустотой (шунья) и лишено существования, следует созерцать как Бхайраву».

Согласно «Риджу-вимаршини» (1.74), «Бхайрава, определяемый как поддержание Вселенной, есть Владыка сознания». Поэтому высшая форма бхакти (преданности Богу) есть постоянная пустота ума. Внутренний смысл поклонения — чистота ума. Чистота в абсолютном смысле — это Пустота (Шуньята). Поэтому целью и средством поклонения является Пустота. Каждому ритуалу поклонения предшествует внешнее и внутреннее очищение. Мысленно растворив в себе грубые и тонкие элементы, садхака достигает необходимой ритуальнойчистоты. «Совершив бхуташуддхи («очищение элементов», как указано выше) следует созерцать всё как Пустоту, а самого себя — незагрязнённым, лишённым качеств, чистым и наполненным Тарой». (Пхеткарини-тантра, патала 11)

Чистота ума достигается посредством соединения ума с объектом поклонения. То, что почитается как ишта-линга или внешний объект поклонения, является объективизируемой частью пустого пространства, состоящего только из сознания (чинматра). Поэтому «Линга почитается вместе с Шуньей. С помощью этого дживатман (индивидуальное сознание) достигает чистоты». (Гаятри-тантра 1.123)

Шива (в той же тантре) говорит Парвати: «О Махешани, без ньясы, а также без пранаямы (в данном случае это дыхательные упражнения для очищения перед поклонением), только поклонением Шунье всё становится чистым». (1.232-233)




Работая над решением задачи, всегда полезно знать ответ.
 
20.10.2010,Сообщение # 3   
Чёрт

Модератор в бессрочном отпуске.
Группа: Постоянные пользователи
Статус: Offline
[ (RU) ]
 




В Каула-марге (особенно в Махачина- и Гандхарва-краме) высшее поклонение Шакти совершается внутри сознания, в состоянии полного безмыслия (нирвикальпа) и покоя. «Сделав ум лишённым мыслей, следует почитать Шакти, состоящую из сознания». (Каулавали-тантра, улласа 8)

В этом поклонении (согласно Нила-тантре и другим текстам) «всякое время — благоприятно (сарва эва шубхах калах), не существует ничего неблагоприятного, нет различения дня и ночи, ни сандхьи (утренние и вечерние сумерки) и глубокой ночи, ни правил относительно одежды, сидения, места, дома или прикосновений тела. Здесь не требуется совершать очищение, следует сделать ум лишённым мыслей (нирвикальпам манаш чарет)».

Это есть высшая жертва Брахману (брахма-яджня), в которой весь внешний мир исчезает, сливаясь с пустотой ума: «познающий Брахмана (брахма-джняни) всегда должен совершать великое жертвоприношение (махаяджня) Брахману. Увидев ум с помощью ума подобно реке, впадающей в океан, все формы следует погрузить в Великую Пустоту». (Каулавали-тантра, улласа 3)

В «Таттва-вимаршини» (тантрическом сочинении Ачарьи Амритананды) говорится, что преданно поклоняющийся (бхакти-намра) садхака должен совершать поклонение «в высшем пространстве (парама-акаша) Бинду, определяемом как Бытие, Сознание и Блаженство, свободном от мира иллюзии, неискаженном, безмятежном, безболезненном, непревосходимом (ануттара), чудесном, в чистейшем Высшем Сознании, в непревосходимой Великой Пустоте (нируттара-махашунье), в бесконечной Абсолютной Пустоте (шунья-шунья), в непредставимом с помощью понятий, обозначающих женский, мужской и средний род, не имеющем начала и конца, присутствующем в пяти состояниях (бодрствование, сон, сушупти, турия и турия-атита или сахаджа), лишенном всякого подобия (сарва-упамана-рахита), имеющем природу непосредственного переживания (анубхава) ясного света».

Для ума, ограниченного склонностью к различным впечатлениям и аффектам, Пустота представляется безжизненной пугающей темнотой. Ум видит в Пустоте лишь собственные качества (поскольку ум не может видеть в ней ничего другого).

Ясное сознание видит Пустоту как чистый безграничный свет, полный высшего блаженства (ананда-мая). Поэтому Шунья постигается как бесконечное беспрепятственное сияние чистого духовного пространства (чид-акаша).

«Источник того огня, который возникает в состоянии, лишенном опоры, в Пустоте, следует постоянно созерцать. Именно это есть медитация йогинов». (Брихат-тантра-сара, гл. 5)

«Высшую Шунью, пустоту пустоты, чистейшую форму Пустоты, сияющую как миллионы солнц и лун, незагрязнённое высшее знание, созерцай в своём сердце как высший (духовный) Свет». (Камадхену-тантра 11.5-6)

«Следует беспрепятственно (авиродхатах) созерцать Великую Пустоту (махашунья), лишённую начала, конца и середины, сияющую, как миллионы солнц и миллионы лун. Совершая эту практику, садхака достигает цели садханы». (Шамбхави-тантра 563-564)

Когда ум исчезает в Пустоте (подобно тому, как звук исчезает в пространстве), остаётся только Сознание (самвит), сияющее во всей полноте. Поэтому говорится, что «совершив растворение ума в Великой Пустоте (маха-шунье) йогин пребывает в абсолютной полноте». (Брихат-тантра-сара, гл.5)

Растворение ума происходит в центральной точке (бинду). Поскольку сознание связывает все восприятия, впечатления и тенденции, оно является центром, относительно которого они существуют.

Бинду, который является центром возникновения ума, представляет начальную и конечную форму (рупа) индивидуализации. Согласно Вишвасара-тантре, «форму (рупа) следует знать как Бинду. Превосходящее форму (рупа-атита) — Ниранджана».
,br> В индийских (хинду) тантрах Шива описывается как Ниранджана (незагрязнённый). Это — имя Шивы, которое означает чистое, вечно неизменное Сознание, пребывающее в полной пустоте В Самаячара-тантре говорится: «Внутри Йони (треугольника) находится Шунья, внутри Шуньи — Ниранджана. Это следует знать как обитель Кулы (местопребывание Шакти Кундалини) и семя (биджа) всех бидж (однослоговых мантр)».

В теле каждого существа Шакти (Шабда-брахман) проявляет себя в форме Кундали (или Кундалини), высшей энергии Сознания. Местонахождение Кула-кундалини и её внутренняя природа — Пустота, сияющая внутри треугольника Йони. «Внутри треугольника, в Пустоте (шунье), сияющей как миллионы лун, пребывает Высшее Божество (пара-дэвата) — Кундали, имеющая форму десяти миллионов молний». (Гаятри-тантра 3.46)




Работая над решением задачи, всегда полезно знать ответ.
 
20.10.2010,Сообщение # 4   
Чёрт

Модератор в бессрочном отпуске.
Группа: Постоянные пользователи
Статус: Offline
[ (RU) ]
 




«Внутри треугольника — Шунья, имеющая форму бинду, которая есть Высшая Кундалини». (Каливиласа-тантра 22.37)

«Она (Кундали) сияет как миллионы лун, внутри неё — Шунья (м.р.), который есть Садашива. Во вместилище Шуньи пребывает Кали, дарующая освобождение». (Камадхену-тантра, патала 3)

Шабда-брахман (Шакти) происходит из Пара-брахмана или Шуньи. Согласно Чандраджняна-тантре, «из Шуньи проявляется Шакти, из Шакти возникли варны (санскритские буквы)».

Проявленный (произносимый вслух или мысленно) звук, который является объектом практики сосредоточения, используется как средство соединения ума с беззвучным сознанием, пребывающем в безмолвии шуньяты.

Бхайрава говорит Шри-Дэви: «О Бхайрави, вследствие произнесения Пранавы (слога «Ом») или других (бидж) и размышления о пустоте в конце (пранавы или другой биджи), с помощью высшей силы (парая шактья) постижения этой пустоты достигается Шуньята». (Виджнянабхайрава, шлока 39)

В следующей (17-ой) дхаране (технике сосредоточения) этой тантры (шлока 40) говорится: «Следует осознавать начало и окончание какой-либо буквы алфавита. Ставший пустым с помощью этой пустоты (согл. «Анваяртха-тике», «с помощью высшей силы, достигнутой осознанием этой пустоты»), ум становится имеющим форму пустоты».

В практике познания устранение препятствий происходит по мере оставления упадхи (ограничивающие факторы), которые выступают как инструменты познания. В тантрической садхане это осознаётся как процесс растворения иллюзорной личности, в котором грубое растворяется в тонком, а тончайшее (сукшма-атисукшма) — в Пустоте.

Тончайшим психическим элементом является буддхи, субстанцией которого является тончайший космический элемент (акаша). Его тончайшей формой, выражающей тождество и единство (Буддхи и Атмана или Шакти и Шивы) является Бинду, проявленный как изначальная универсальная единица (матра) информации, в которой заключается единый смысл всех знаний. Поэтому «форма знания есть Бинду, который является телом самарасьи (однородности, единства) Шивы и Шакти». (Саубхагья-судходая 1.24)

То, что лишено разделения, является неизменным. Согласно «Брихат-тантра-саре», «неизменное (авьяя) — это Бинду».

Воображаемый бинду имеет форму (сакара). Реальный бинду — ниракара (бесформенный). Абсолютно конечное тождественно с абсолютно бесконечным (подобно крайней точке острия или угла). Форма бинду — условность, обозначающая направление мысли в процессе сосредоточения ума. Поэтому «В познании Ниргуны (бескачественного, Брахмана) форма бинду является средством достижения». (Нирвана-тантра 10.32)

«При растворении (ума) в созерцаемом бинду, внутри него постигается высшее состояние.» (Виджнянабхайрава, дхарана 13)

При возвращении ума к состоянию неподвижности и однородности Бинду, может быть достигнуто реальное (непосредственное) постижение Шуньяты. Поэтому (согласно «Джняна-саре») «ум, постоянно пребывающий в состоянии самарасьи, следует погрузить в Пустоту (манах шунье нивешайет)». В практике медитации Шунья созерцается как безграничное неделимое пространство: сначала однородное, затем бескачественное. Согласно «Виджняна-бхайраве» (шлока 143) «дхьяна есть неподвижный разум (буддхи), не имеющий формы, лишенный опоры (нирашрая)». Поэтому «дхьяна — это ум, пребывающий в пустоте (шунья-гатам манах)». (Джнянасанкалини-тантра, шлока 54)

В Кауладжнянанирная-тантре (патала 14) говорится: «Пусть он (садхака) не представляет (в своем уме) ни воду, о Богиня, ни огонь, ветер или акашу, низ, верх или середину, пребывая подобно куску дерева или камню, о Любимая! Когда у ума возникает состояние унмани (растворение ума в высшем объекте медитации), о Прекрасная (Сундари), и ум становится совсем пустым (шунья-шунья-манас), существует лишь состояние неподвижности (невозмутимости ума), лишенное мысли». Это также означает созерцание бесформенного (ниракара), в котором происходит полное растворение ума. Дэви (Бхайрави) говорит Шиве (Анандабхайраве): «О Владыка, следует погрузить ум в бесформенное, тогда происходит великое растворение (махалая)». (Рудра-ямала, патала 29)

Шива говорит Парвати: «Тот, чей ум лишен формы (ниракарам манах), становится подобным бесформенному». (Джнянасанкалини-тантра, шлока 30)

«Стоя, находясь во сне и передвигаясь следует созерцать Шунью днём и ночью. Тогда йогин, став состоящим из акаши (акаша-мая), растворяется в чид-акаше». (Шамбхави-тантра, шлока 454)

Гхеранда говорит своему ученику Чандакапали: «Погрузи себя в небесное пространство (кха), а пространство помести в себя. Увидя себя состоящим из пространства он (садхака) не связывается ничем. Став вечно наполненным блаженством (садананда-мая), человек пребывает в самадхи». (Гхеранда-самхита 7.8)




Работая над решением задачи, всегда полезно знать ответ.
 
20.10.2010,Сообщение # 5   
Чёрт

Модератор в бессрочном отпуске.
Группа: Постоянные пользователи
Статус: Offline
[ (RU) ]
 




В комментарии Ачарьи Джаяратхи к «Тантра-алоке» говорится: «Вследствие медитации на Пустоту (шунья-дхьяна) он (медитирующий) становится Духом Пустоты (шуньятман), пронизывающим (вьяпин) и вездесущим». (Тантралока-вивека 1.64)

«Лишённый страсти и других загрязнений, я есть внутренняя пустота (антах шунья) и свободен от вовлечённости в деятельность» — такое знание поистине освобождает от соединения и разделения». (Тантра-алока 1.33)

Достижение состояния шуньяты не является выходом за пределы ограничений (вследствие их нереальности) или переходом в другое измерение (вследствие отсутствия каких-либо разделений). Вира-ямала говорит, что «переход существует для того, у кого есть представление о разграничении (мана-кальпана). В лишённом разграничений и подобном пустоте, для кого существует переход и куда он может перейти?»

Всякое познание существует относительно субъекта. Знание шуньяты лишёно познающего. «Вследствие отсутствия способности постижения у пустоты, кто и кем здесь постигается? Нет осознания пустоты пустотой, нет также и препятствия». (Шива-дришти 6.84)

Как собственная природа (свапрупа) сознания не может быть познаваемой с помощью внешних средств познания (восприятие, умозаключение и др.), так и природа шуньяты не может быть осознаваемой с помощью чего-либо, отличного от неё. Ограниченное сознание (ум, эго) не может познать что-либо меньшее или большее, чем ограниченное и конечное (познаваемое во времени и пространстве). Когда Шунья не освещена светом чистого Сознания (самвит-пракаша), она имеет образ темноты, в которой субъект (ум или эго) видит только собственные фантазии (кальпана), отождествляемые с реальностью. Пустота не препятствует свету и не может быть освещена подобно какому-либо объекту. Поэтому Шунья может быть осознаваемой только в самом сознании. Собственная природа сознания не может быть объектом (познания) относительно самого себя (иначе неизбежно бесконечно повторяющееся внутреннее разделение познаваемого и познающего). В Гандхарва-тантре (патала 39) говорится, что «один лишь Атман освещает буддхи, индрии и другие (элементы личности), как светильник освещает кувшин и другие (предметы), но сам Атман не освещается ими». Для постижения Атмана не нужно ничего, кроме Атмана. Поэтому реальная природа сознания обнаруживает себя только в Пустоте: «Для вошедшего в недвойственную Шунью, там сияет Атман». (Виджнянабхайрава, дхарана 64)

© Panchama-Veda, 1991-2004. При использовании материалов сайта, ссылка на сайт обязательна.




Работая над решением задачи, всегда полезно знать ответ.
 
20.10.2010,Сообщение # 6   
Чёрт

Модератор в бессрочном отпуске.
Группа: Постоянные пользователи
Статус: Offline
[ (RU) ]
 




КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОБОСНОВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ В ИНДИЙСКИХ САДХАНА-ШАСТРАХ

Ольшевский А. П.

В индийских религиозных и философских учениях проблема освобождения субъекта от негативных состояний обычно рассматривалась как проблема его соответствия своему онтологическому статусу (сварупа). В психологическом аспекте такое освобождение (мукти или мокша) означает обретение своего естественного (сахаджа) состояния, независимого от каких-либо условий (упадхи).

Весь опыт различных взаимообусловленных состояний и их интенсивность может рассматриваться только относительно состояния покоя. Тенденция к состоянию покоя является неизменной относительно всех других тенденций (бхава). Поэтому исходным и конечным состоянием субъекта является состояние покоя (шанти или шанта-бхава).

Состояние покоя имеет два вида: забвение всего негативного (духкха-висмрити) и полное осознавание (бесполезности аффектов и реальной природы сознания).

Первое из этих состояний известно как манолая (растворение ума в объекте поклонения и медитации), другое означает бесстрастие (вайрагья), возникающее вследствие различающего знания (вивека) и постижения истинной природы реальности (таттва-джняна).

Манолая или лая (растворение) является результатом регулярной практики сосредоточения ума на объекте, противодействующем появлению аффектов. При постоянном созерцании такого объекта сосредоточение достигает наивысшей интенсивности и становится независимым от каких-либо условий. «Когда для очищения йоги (йога-вишуддхайе) растворение ума (манолая) совершается постоянно днём и ночью, это означает освобождение (мокша), имеющее форму океана благих качеств». (Рудра-ямала, гл.29)

В тантрической системе практики этот процесс разделяется на четыре стадии, достижение каждой из которых представляет один из видов освобождения (мукти), соответствующий преобладающей склонности адепта. Поэтому говорится, что «освобождение имеет четыре вида: салокья, сарупья, сахайоджья (сайоджья или саюджья-мукти) и наивысшее - нирвана. Салокья это пребывание в одном мире (с Божеством), сарупья - обладание собственной формой (подобной форме Божества), сайоджья - соединение с атрибутами (Божества), нирвана это манолая. (Камакхья-тантра 9. 12-13)

Каждая из этих стадий включает в себя все предыдущие.

Шива (в той же тантре) говорит Богине Парвати: «О Шанкари, знай это как освобождение, имеющее природу растворения ума (манолаятмика мукти), обретённое мной, Вишну, Брахмой, Нарадой и другими. Салокья - только один вид (освобождения), сарупья включает в себя два вида (свой и предыдущий), пребывающий в сайоджье достигает трёх видов освобождения, нирвана включает в себя всё». (9. 16 -17)

Далее (там же) утверждается, что «неизменное соединение с желаемым подобно нирвана-мукти». (9.20)

Поэтому «освобождение вишнуитов и других (поклоняющихся Божеству) обусловлено их собственным желанием. Это есть соединение с высшей природой (пара-пракрити), имеющее форму блаженства». (Тантра-алока 4. 29)

Высшей формой такого освобождения является саюджья-мукти, достигший которого осознаёт себя неотделимой частью Божества. Согласно Анубхава-сутре (5.15 -16), «именно соединение (самйога), имеющее форму саюджьи, есть освобождение, но не другое. Поэтому нет освобождения выше соединения Линги (Шивы) и Анги (души как части Бога)».




Работая над решением задачи, всегда полезно знать ответ.
 
20.10.2010,Сообщение # 7   
Чёрт

Модератор в бессрочном отпуске.
Группа: Постоянные пользователи
Статус: Offline
[ (RU) ]
 




Три первых вида освобождения последовательно реализуются во внутренних мирах, расположенных в своих чакрах (кругах, диаграммах).

«Салокья достигается в Махар-локе (в анахата-чакре), сарупья - в Джана-локе (в вишудха-чакре), саюджья - в остальных мирах, нирвана - в превосходящем их». (Нирвана-тантра 9.11)

Так как причиной неудержания сосредоточения является отсутствие интереса к объекту сосредоточения, главным средством достижения полного внимания к объекту практики (поклонения и медитации) является культивирование постоянной устремлённости (бхава). Поэтому, согласно «Нигама-кальпананде», «садхана («средство достижения», духовная практика) есть только бхава».

Бхава является внутренней энергией всех методов практики (садхана-шакти). Поэтому «бхава есть сущность освобождения». (Камадхену-тантра 17.1)

Бхава (с помощью регулярной и интенсивной практики) трансформируется в махабхаву (Великая бхава). Подобно тому, как все мелкие реки и ручьи вливаются в одну большую реку, все бхавы поглощаются единой великой бхавой (махабхава) и растворяются в ней. Поэтому «отвергнув все другие бхавы, следует найти прибежище в махабхаве. Бхавой достигается освобождение, бхавой достигается счастье». (Рудра-ямала, гл.46)

Когда устремлённость к объекту практики (поклонения и медитации) становится преобладающей (относительно других тенденций), она характеризуется как бхакти (преданность, приверженность). Поэтому «бхакти это полная (пурна) устремлённость (ануракти; склонность, влечение, привязанность) к Высшему». (Таттва-сутра 71)

Всепоглощающая любовь (према) к высшему (сверхчувственному) объекту (ишта-дэвате) исключает психологическую зависимость от всех других объектов. Поэтому бхакти не отлична от мукти. Богиня Бхайрави говорит Бхайраве (Шиве): «Если садхака (практикующий садхану) становится бхактой (преданным Богу), он - освобожденный, в этом нет сомнения». (Рудра-ямала, гл. 29)

Полное самопожертвование (атма-самарпана) невозможно при наличии привязанности к чему-либо другому (анья-санга). Без Бога мир кажется пустым (шуньявад дришьяте сарвам) и бесполезным (нирархака). «Бхагавата» говорит, что Бог (Бхагаван) достигается только преданностью (бхактьяикам эвахам грахьям). Поэтому Бог достижим только для освобождённых. Бхагаван (Нараяна) говорит об этом: «Без мукти невозможно достичь меня, а она (мукти) имеет своей основой только преданность». (Брихад-брахма-самхита 2.4.141)

Всё обусловлено санкальпой (намерением) Бога. Воля Бога есть единственное желание бхакты. Поэтому «познав бхакти, душа не желает какого-либо освобождения, такого как салокья и другие, а тем более какого-либо иного счастья». (Сатвата-тантра 8.36)

Когда бхакти становится ниргуной (свободной от качеств материальной природы), освобождение достигается без какого-либо стремления к нему. Поэтому «достигнув ниргуна-бхакти он (бхакта) не желает даже освобождения. Такового описание освобождения, дарующего бхагават-бхаву (состояние экстатической любви к Бхагавану)». (4.22)

Бхакти, так же как и мукти, является изначальной и естественной природой (сварупа) каждого существа. Однако освобождение бхакты отличается от освобождения достигшего единства с Брахманом. Освобождение, в этом случае, означает абсолютное единство с Брахманом, а бхакти - вечное соединение с Брахманом как с желаемым объектом. В вишнуитских (вайшнава) тантрах и других текстах говорится, что «освобождённый достигает состояния Брахмана и становится частью высшего (духовного) сияния. Бхакта почитает чистым сознанием непосредственно (сакшат) самого Кришну». (Кришна-ямала 8.27-28)

В шайва-бхакти (пути преданности Шиве) преданность Богу (Шиве) также считается более важной целью, чем освобождение, достигаемое познанием Брахмана, и рассматривается как высшая цель существования. Согласно «Анубхава-сутре», «вследствие знания происходит освобождение. Выше освобождения - преданность Шиве». (8.77)

«Относительно четырёх (кама, артха, дхарма и мокша) целей человека (пуруша-артха), таких как дхарма (праведность) и другие, высшей является пятая пуруша-артха - вечная преданность Шиве». (8.78)

Полная преданность Богу означает полную зависимость от него. Однако абсолютная зависимость исключает всякое субъективное начало. При отсутствии субъекта зависимости не существует ни зависимости, ни освобождения от неё. Поэтому «бхакти - ни в зависимости, ни в освобождении, ни в их объединении». (8.10)

«Зависимость и освобождение существуют вследствие их взаимозависимости, поэтому при их отсутствии остаётся только свободная (беспричинная) бхакти». (8.12)




Работая над решением задачи, всегда полезно знать ответ.
 
20.10.2010,Сообщение # 8   
Чёрт

Модератор в бессрочном отпуске.
Группа: Постоянные пользователи
Статус: Offline
[ (RU) ]
 




В Шакте (традициии поклонения Шакти) также преобладает бхакти, которая рассматривается как средство или стадия познания. «Сначала (достигается) милость Дэви (Богини Шакти), после этого - милость гуру, а также различные священные церемонии посвящения, затем возникает преданность (бхакти), затем осуществляется чистая (шуддха) садхана, затем - чистое знание (джнянам сунирмалам), от знания происходитосвобождение». (Камакхья-тантра 9.10-12)

Шакти проявляет себя как Махамайя (Великая Иллюзия). Согласно «Шактананда-тарангини» (гл. 1), «эта Махамайя имеет два вида: Видья (знание) и Авидья (неведение). Та Махамайя, которая является причиной освобождения, есть Видья. Та Махамайя, которая является причиной зависимости от сансары (сансара-бандха-хету-бхута), есть Авидья».

Все учения, религии и методы духовной практики представляют собой иллюзию, которая претендует быть последней. С этой точки зрения все виды религиозной практики принимаются как средства познания истинной реальности (таттва-джняна). Поэтому говорится, что «существует множество средств познания: ритуалы поклонения, медитация, почитание священных мест, преданность стопам Тарини (Богини Тары), удерживание в памяти мантра-раджи (главной мантры Божества), посещение Кулачары (священного места поклонения Шакти), общение с праведными, поклонение Вишну или Шанкаре (Шиве) и почитание стоп Калики есть средство познания». (Мундамала-тантра 10.17-18)

Шакти почитается как Махавидья (Великое Знание) в форме Деви (Богини) и её мантры. С помощью поклонения Кали, Таре или другой махавидье шакта достигает состояния высшего блаженства (парама-ананда) и полностью растворяется в нём. Когда индивидуальное сознание исчезает в состоянии блаженства, исчезает и причина аффектов (клеша). В тантре (цитируемой выше) говорится, что «наиболее тяжкой болезнью живых существ (джива) является наслаждение (бхога), обусловленное кармой. Поэтому следует с чувством преданности (бхакти-бхава) совершать поклонение Таре, Повелительнице вселенной». (3.18)

«Только с помощью поклонения Дурге согласно предписанным правилам, человек, обретя истинную сущность, очаровывающую разум, идёт к освобождению». (7.26)

«Тот, кто с преданностью постоянно вспоминает Бхагавати (ж.р. от Бхагаван) Дургу, Уничтожительницу нужды и страданий, повторяет её мантру и медитирует на неё, есть мукта (освобождённый), в этом нет сомнения». (8. 35 - 36)

В других тантрах говорится: «Следует постоянно с преданностью почитать Махатрипурасундари. Стремщийся к освобождению и погружённый в практику медитации (дхьяна-йога) обретает (с помощью такого поклонения) освобождение». (Гандхарва-тантра, гл.11)

«Шиваит, вишнуит или шакта, который будет совершать поклонение Ниласарасвати, медитировать на Тару или повторять мантру Дурги, немедленно достигает освобождения от оков зависимого существования». (Нила-тантра, гл. 20)

Практика поклонения (упасана) пробуждает склонность (бхава) ума к созерцанию (объекта поклонения, Шакти), которая переходит в медитацию и завершается состоянием самадхи (единства с объектом медитации), в котором личность полностью растворяется в блаженстве соединения (самарасья) с Шакти. В состоянии самарасьи (тождественности, единства) происходит полное забвение себя и всего другого. При достижении этого состояния исчезает субъективная тенденция к каким-либо состояниям и объектам и остаётся только состояние абсолютного покоя, называемое нирваной. Шива говорит Парвати: «После многих рождений возникает познание Шакти. Без познания Шакти, о Богиня, нирвана не возникает». (Нируттара-тантра 2.14 - 15)

Таким образом, Шакти сначала познаётся как абсолютная Иллюзия (брахма-майя), а затем как абсолютная Реальность (брахман). Как Великая Иллюзия она пробуждает устремлённость к познанию и привлекает к истинной природе реальности, в которой она обнаруживает свою изначальную природу. Поэтому высшая природа (пара-пракрити) иллюзии означает знание Реальности (таттва-видья или брахма-видья).

«До тех пор существует грех и добродетель, до тех пор существует развитие страстного влечения, до тех пор возникают (понятия) «ты» (твам), «я» (ахам) и «это» (иям), о Любимая, пока не возникает, о Чанди (Гневная; эпитет Дурги), Видья, уничтожающая неведение. Видья, уничтожающая неведение (авидья-нашини), разрушающая Авидью, есть Махавидья Тарини (Спасающая; эп. Тары), которая есть Видья, противодействующая неведению. Поэтому, о Прекрасноликая, породив (в себе) знание на этой земле, он (садхака, шакта) достигает освобождения (мокша) в состоянии нирваны - это итсина, о Трипурасундари!» (Мундамала-тантра 10. 21- 24)




Работая над решением задачи, всегда полезно знать ответ.
 
20.10.2010,Сообщение # 9   
Чёрт

Модератор в бессрочном отпуске.
Группа: Постоянные пользователи
Статус: Offline
[ (RU) ]
 




При достижении устойчивой преданности Шакти как внешнему объекту поклонения садхака совершает поклонение своей внутренней Шакти с помощью практики йоги. Целью этой йоги является растворение жизненной энергии (прана-лая) и ума в их источнике. Описание этого процесса содержится главным образом в индийских тантрах и других садхана-шастрах, согласно которым «основой жизни всех существ является Кундали - Божество всех существ. В форме внутреннего ветра (потоков жизненной энергии), наполненная блаженством и состоящая из сознания, она охраняет вселенную. Шакти, имеющая форму сознания (четана) всех вселенных, это Кундали - Божество йоги (йога-девата). Соединённая с Атманом (чистым сознанием) и с манасом (умом), она дарует освобождение. Поэтому практикующий мантру должен мысленно созерцать её для достижения бхавы и джняны». (Рудра-ямала, гл.26)

Шива говорит Парвати: «Познавший её (Кундали) в своём теле согласно наставлениям гуру, знает Высшего Брахмана, меня и тебя. Он есть дживанмукта («живя освобождённый», достигший освобождения в этой жизни), ум которого соединён с Атманом». (Тантрараджа-тантра 30. 69-70)

В тантрах предписывается мысленно созерцать Кундали (или Кундалини) как «расположенную от основания (позвоночника) до брахма-рандхры («отверстия Брахмана» на макушке головы), имеющую форму нити волокна лотоса, подобную сиянию восходящего солнца, свету десяти миллионов молний и блеску десяти миллионов лун, наполненную сиянием трёх миров, производящую творение, поддержание и уничтожение всей вселенной. Как только ум становится неподвижным (нишчала), мгновенно до возникает состояние естественного блаженства (сахаджа-ананда)». (Мундамала-тантра 16.2 -5)

В йога-садхане (йогической практике) состояние, которое достигается созерцанием внешнего или мысленного объекта (образа Божества, мантры и т.п.) обнаруживается с помощью глубокого внутреннего сосредоточения (полной интраверсии) как изначальное и неизменное состояние. «Когда ум растворяется в сахаджа-ананде, он становится успокоенным». (Мандалабрахмана - упанишад 2.1)

Состояние полного покоя, независимого от каких-либо условий, означает состояние освобождения. «Какие бы ни были несчастья, желание, вызывающее страдания или трудности, в спокойном уме все это уничтожается подобно темноте при свете солнца». (Маха-упанишад 4.29)

Естественное состояние (сахаджа-авастха) сознания может быть обнаружено только при отсутствии воздействующих факторов. Естественная природа (свабхава) сознания означает его независимость или обособленность (кайвалья) от объекта зависимости, выступающего в качестве субъекта различных состояний и отношений с другими объектами. Поэтому «при уничтожении представлений о себе как о теле (деха-абхимана) происходит уничтожение причинного тела (линга-дэха). Вследствие этого обнаруживается изначальная природа Калы (Шивы как всеразрушающего Времени), которая известна как кайвалья». (Меру-тантра 35.8)

Причиной зависимости является склонность ума к объектам восприятия. Ум (манас) существует как тенденция (бхава) к внешним объектам. «При отсутствии бхавы возникает освобождение». (Сарволласа-тантра 42.10)

«Вследствие оставления объектов восприятия ум уничтожается. При исчезновении ума остаётся только кайвалья». (Шандилья-упанишад 1.23)

Целью йоги является познание реальной природы сознания в его естественном состоянии и постоянное пребывание в нём, что полностью исключает появление аффектов. Поэтому «йогой достигается познание, познанием достигается освобождение». (Рудра-ямала, гл.48)

Освобождение достигается познанием Брахмана, состоянием которого является нирвана или брахма-нирвана. Поэтому «без познания Брахмана освобождение не возникает». (Камакхья-тантра 7.18)

Так как Брахман непознаваем как объект (восприятия и познания), его реальная природа (брахма-садбхава) осознаётся как неизменное состояние покоя, независимое от каких-либо условий.




Работая над решением задачи, всегда полезно знать ответ.
 
20.10.2010,Сообщение # 10   
Чёрт

Модератор в бессрочном отпуске.
Группа: Постоянные пользователи
Статус: Offline
[ (RU) ]
 




Независимость от условий (упадхи) характеризуется как отсутствие личной заинтересованности содержанием и состоянием упадхи (ограничивающих факторов, элементов индивидуализации). Поэтому «освобождение означает прекращение иллюзорной зависимости, возникающее вследствие достижения собственного (реального и изначального) состояния». (Таттва-сутра 19)

Согласно другому определению, «раскрытие своей изначальной природы при освобождении от упадхи есть мукти». (Амная-сутра 121)

Знание вечного не может быть невечным. Поэтому невозможно достичь состояния Брахмана не став самим Брахманом. Однако невозможно стать Брахманом изначально не являясь Брахманом. Ачарья Бхаскарарайя (в комм. к Вамакешвара-тантре) говорит, что «вечное не может быть достигнуто с помощью невечного». Всё, что может быть достигнуто, может быть когда-либо утрачено. Поэтому освобождение по своей природе (сварупатах) не зависит от каких-либо условий и средств его достижения, подобно тому, как тишина не является результатом видоизменения звука.

То, что никогда не бывает утрачено, никогда не может быть достигнуто (т.к. не является объектом достижения). Поэтому освобождение есть то, что должно быть осознано.

Мукти существует только в сознании и не отлична от него. Согласно «Манораме» (комм. Саубхагананда-натхи к Тантрараджа-тантре) «освобождение это отсутствие подавления, возникающее вследствие правильного самоосознания». (35.67)

Поэтому «освобождение это постижение только сознания (читта-матра)». (36.17)

Одновременно (югапат) с самоосознанием исчезает и неведение (авидья), вызывающее изменения, характеризуемые аффектами. Поэтому освобождение означает не изменение состояния сознания, а устранение его изменений. В Сарваджнябхайрава-тантре говорится: «Освобождение - не переход в другое место (или состояние). Разрушение узла неведения (аджняна-грантхи-бхеда) называется освобождением».




Работая над решением задачи, всегда полезно знать ответ.
 
20.10.2010,Сообщение # 11   
Чёрт

Модератор в бессрочном отпуске.
Группа: Постоянные пользователи
Статус: Offline
[ (RU) ]
 




ТРАДИЦИЯ ТАНТРИЧЕСКОГО ШАКТИЗМА

Текст «Традиция тантрического шактизма» впервые был опубликован тантрическим
обществом «Панчама-Веда», при содействии «Санатана Дхарма» в 1994 году.
Ольшевский А. П.

Среди множества тантрических традиций Шакта занимает исключительное положение. Поэтому Тантру часто отождествляют с Шактой. Название этой школы указывает на то, что главным объектом поклонения в ней является Шакти.

Санскритское слово «шакти» происходит от глагола «шак» (иметь силу, быть способным). В Гаятри-тантре (гл.2) говорится: «С помощью соединения с Пракрити вся вселенная (брахманда) обладает энергией (шакто бхавати сарватра), поэтому она называется «шакти». Шакти выражает непроявленный Абсолют (брахман) в его проявленном аспекте. Поскольку Шива по своей природе — ниргуна (не имеющий качеств), он может быть познаваем через его энергию (шакти), которая проявляется как сагуна (обладающая качествами).

«Высший Абсолют свободен от всяких качеств (гунатитам парам брахма) и не имеет стремления к деятельности. Из милости к шактам и для блага всех садхаков (адептов) Парама Видья (шакти) в форме Кали и в других образах проявляет себя как сагуна». (Мундамала-тантра 1.59-60)

Для блага садхаков Брахман принимает женскую и мужскую форму. В Вишну-ямале есть следующие слова Вишну, обращенные к Деви: «О мать, твою высшую форму не знает никто. Небожители читают твою проявленную форму в образе Кали и других формах». (Шактананда-тарангини 3)

Поэтому любая религиозная практика (садхана) обращена исключительно к шакти: шакти-мулам парам карма. (Мундамала-тантра -10.8)

В Ниррутара-тантре сказано:

Шакти-гьянам вина деви
нирванам найва джаяте

«Невозможно достичь освобождения без познания Шакти».

В той же тантре (гл.2) говорится: «Существует два вида шакти: сагуна и ниргуна. Ниргуна-шакти, состоящая из безграничного сияния, есть вечная форма высшего Брахмана (парам-брахма санатана)».

В Ямале сказало: «Есть два вида Махамайи: сагуна и ниргуна. Сагуна соединена с майей; ниргуна свободна от нее».

Шива говорит своей супруге Парвати: «Когда Деви проявляет себя как сагуна, я в форме Садашивы также обладаю качествами (гуна). Когда ты не имеешь качеств, я также остаюсь без качеств. Поклонение, связанное с сагуной, быстро приводит к достижению ниргуны.» (Мундамала-тантра 1.56 - 58)

Гаури-самхита указывает три вида шакти: гъяна-шакти (энергия знания), иччха-шакти (энергия воли) и крия-шакти (энергия действия), которые персонифицируются как Гаури, Брахми и Вайшнави, источником которых является безграничное сияние (джйоти) Брахмана, обозначаемого слогом «ОМ».

Поскольку Брахма, Вишну и Шива свободны от влияния качеств материальной природы (гунатитах сада), они создают, поддерживают и разрушают вселенную с помощью своих шакти (Гьянарнава-тантра 4.22).

Согласно Сваччханда-тантре (11.52), эти три божества означают три вида шакти: гъяна-шакти — Брахма, крия-шакти — Джанардана (Вишну), иччха-шакти — Рудра.

Одним из главных теоретических положений Шакты является концепция шабда-брахмана.

«Следует знать две формы Брахмана (две брахмани хи мантавьях): шабда-брахма и пара-брахма. Тот, кто постигает шабда-брахму, достигает Высшего Брахмана». (Трипуратагаши-упанишад)

В Радха-тантре (гл.15) сказано: «неизменный и лишенный качеств абсолют называется парам-брахма. Сагуна-брахма называется шабда-брахма».

Шабда-брахма означает вечную звуковую вибрацию Брахмана, которая проявляет себя в форме 50-ти букв (варна, матрика) санскритского алфавита.

Согласно Пхеткарини-тантре (гл. 1), эти 50 букв являются формами Вишну и Рудры с их персонифицированными энергиями.




Работая над решением задачи, всегда полезно знать ответ.
 
20.10.2010,Сообщение # 12   
Чёрт

Модератор в бессрочном отпуске.
Группа: Постоянные пользователи
Статус: Offline
[ (RU) ]
 




В первой главе Канкаламалини-тантры Бхайрава говорит Бхайрави: «Слушай теперь о том, зная что, боги достигают ниргуны, чья истинная природа — шабда-брахма, состоящий из букв от «а» до «кша», который есть сам Владыка Вселенной (3-4), Все эти 50 букв от «а» до «кша» есть формы Шивы и Шакти. Они есть вечные формы Брахмана (брахма-рупах санатанах), без знания которых невозможно достичь сиддхи» (11 - 12).

В другой тантре говорится: «Все мантры являются формами букв алфавита, которые являются формами Шакти. Шакти следует знать как Матрику. Она есть форма Шивы. В этом мире она проявляет себя как матрика, обладающая высшей энергией (пара-теджах-саманви-та).Ею пронизан весь этот мир, начиная с Брахмы». (Тантра-садбхава)

Матрика также означает «мать» (матри). В форме букв алфавита Шакти порождает все материальное творение. «Сама Высшая Кундалини (сваям парама кундали), состоящая из букв от «а» до «кша», порождает все движущееся и неподвижное во вселенной как проявление букв алфавита (варнатма суяте дхрувам)». (Камадхену-тантра)

Проявлением Шабда-брахмана в теле дживы (живого существа) является Кундалини-шакти.

«От муладхары до верхушки головы располагается (главный энергетический канал) сушумна. Шакти, которая находится внутри него (в его основании), это Деви Кундалини, имеющая форму змеи (кунда-рупини). Всегда украшенная 50-ю буквами». (Тодала-тантра 9.13-14)

Пятьдесят букв, источником которых является Кундалини, расположенные (на лепестках шести лотосов) в тонком теле дживы, образуют целую вселенную (состоящую из 14-ти миров) со своими божествами и планетами. (Шактананда-тарангини гл.1)

Тантры описывают различные виды практики, связанной с энергией Кундалини. В Тантрараджа-тантре Шива говорит Деви: «Садхака, познавший Кундалини-шакти в своем теле согласно наставлениям своего гуру, знает Высшего Брахмана, меня и тебя» (30.69).

В процессе космической эволюции Шакти проявляет себя как пракрита (материальная природа): Брахма шактир эва пракритих (Нираламба-упанишад).

«То, что называется изначальной материей (прадхана), называется Пракрити». (Прапанчасара-тантра 1.26)

В Гаятри-тантре (гл. 2) говорится: «Слог «пра» означает главную причину творения; процесс творения называется «крити», поэтому мудрецы, видящие истину, называют ее «Пракрити»».

Пракрити, которая появляется из Высшего Брахмана, рассматривается как его материальное отражение:

Пара-брахмач ча пракритих
пратибимба-сварупини

(Шактисангама-тантра)




Работая над решением задачи, всегда полезно знать ответ.
 
20.10.2010,Сообщение # 13   
Чёрт

Модератор в бессрочном отпуске.
Группа: Постоянные пользователи
Статус: Offline
[ (RU) ]
 




Согласно Каулавали-тантре (гл.11): «Пракрити имеет женскую природу (стри-бхава), пуруша — мужскую природу (пум-бхава). Высший из садхаков постигает их как знание и объект познания».

В Гандхарва-тантре (гл. 37) говорится: «Пуруша не является причиной творения, поскольку он не имеет качеств (ниргунатват), поэтому пуруша не является действующим и создающим. Действующей и создающей является Пракрити».

В Йогини-тантре (гл. 2) сказано:

Кали ча джагатам матар
сарва-шастрешу нишчитам

«Кали — мать всех миров, так утверждается во всех писаниях».

«Из нее возникает весь этот мир, со всем, что движется и недвижно и затем снова растворяется в ней.

Ее энергия безгранична; она есть океан милосердия; в ней пребывает освобождение; она — Повелительница мира, наполненная вечным блаженством». (Камакхья-тантра 9)

Проявляя себя как пракрити, Шакти остается в безграничном сознании и блаженстве Абсолюта:

Ахам пракрити-рупа чет
чид-ананда-параяна

(Кулачудамани-нигама)
Поэтому она является причиной высшего освобождения.

«Брахма, Вишну, Рудра, Ишвара и Садашива, все даруют спасение (мукти) без высшей нирваны (освобождения). Высшая нирвана возникает с помощью Пракрити, поэтому следует всеми усилиями совершать поклонение Пракрити». (Нируттара-тантра 9)

В шестнадцатой главе Найика-тантры Шива говорит Парвати: «Слушай, о Богиня, обладающая великой славой, о том, какова причина поклонения тебе, посредством которого достигается соединение с Брахманом. Ты есть высшая природа Брахмана и Высшей Души (параматма). Тобою рожден весь мир; ты — Мать вселенной. Все от махат-таттвы (субстанция мирового разума) до атомов (ану), все, что движется и неподвижно, порождено тобой. Тебе подчинен весь этот мир (твад адхинам идам джагат)».

В Шива-агаме сказано: «Шакти — это Шива, Шива — это Шакти. Шакти — это Брахма и Джанарданва. Шакти — это солнце, луна и светила. Весь мир — это тело Шакти (шакти-рупам джагат сарвам)».

Все сознательное и бессознательное во вселенной пронизано присутствием Шивы и Шакти: «Шива-шакти-маям виддхи четана-ачетанам джагат». (Гандхарва-тантра 36.29)

На уровне высшего понимания (парамартхика) Шакти едина с Шивой и не отлична от него: Ума-шанкарайор бхедо настьева пара-мартхатах. (Линга-пурана)

На анайор видьяте бхедо
йа шактих са шиво дхрувам

«Нет различия между ними. Шакти — это сам Шива» (Гандхарва-тантра 40.4).

В Шива-пуране (Ваявия-самхита) говорится: «Шива — это Деви, Деви — это Шива. Между ними не существует различия, подобно луне и лунному свету». «Таким образом, Шакти и обладатель шакти (шактиман) находятся в постоянной зависимости друг от друга. Шакти не существует без Шивы (на шивена вина шактих), Шива не существует без Шакти». (Упари-бхага 5.9-12)




Работая над решением задачи, всегда полезно знать ответ.
 
20.10.2010,Сообщение # 14   
Чёрт

Модератор в бессрочном отпуске.
Группа: Постоянные пользователи
Статус: Offline
[ (RU) ]
 




В Нирвана-тантре (гл. 7) сказано: «Владыка и Создатель Вселенной Шива, который является обителью ниргуны (ниргуна-алайя), не может проявлять свою потенцию без своей Шакти-Шри-Бхуванешвари».

Шива говорит Богине: «Без Шакти я всегда имею форму трупа (сада ахам шава-рупаках); когда я соединен с Шакти, я — Шива, исполняющий все желания». (Гуптасадхана-тантра 2)

Согласно Тантре, Шакти олицетворяет женскую природу Абсолюта. Поэтому вселенная рассматривается как проявление Бога в его женском аспекте: йошид-рупам смарет сарвам джагад этач чарачарам. (Шактисангама -тантра)

Особенностью Шакта-тантры является необычайно почтительное отношение к женщине и поклонение ей как земному воплощению Шакти. Шакта видит в ней божественное начало и источник жизни всего существующего: стрийо девах стрийо пранах стрия эва вибху-шанам (Кали-тантра). В Шактисангама-тантре (Кали-кханда 4.5) говорится: «Все женщины должны рассматриваться как формы Кали и Тары. Когда такое понимание достигнуто, восприятие становится свободным от объектов иллюзорного мира».

Тантры и пураны описывают Абсолют как божественную супружескую пару, олицетворяющую соединение женского и мужского принципов. Поэтому все, что существует в этом мире, обладает качествами Шивы и Шакти. «Все мужчины — это Шива, все женщины — это Парвати. Все движимое и неподвижное во вселенной есть воплощение Шивы и Деви. Поэтому весь этот мир является потомством Шивы и обладает природой Шивы» (Брихаддхарма-пурана). «Все мужчины — это Шанкара, все женщины — это Махешвари. Все они являются проявлениями Шивы и Шакти». (Шива-пурана)

В тантрической традиции единство Шивы и Шакти персонифицируется в образе Ардханари-ишвары — Божества, правая половика которого — Шива, а левая — Шакти. Каждая форма Шивы связана с одной из форм Шакти.

В тантрах описывается десять основных форм Бхагавати Кали, называемые Махавидья, среди которых главная — Кали. В Чамунда-тантре говорится: «Кали, Тара, Шодаши, Бхуванешвари, Бхайрави, Чхиннамаста, Дхумавати, Вагаламукхи, Матанги и Камала, — это десять Махавидья, известные как Сиддхавидья». Нируттара-тантра указывает восемнадцать Махавидья: «Кали, Тара, Чхиннамаста, Матанги, Бхуванешвари, Аннапурна, Нитья, Махишамардини Дурга, Тварита, Трипура, Пута, Бхайрави, Вагала, Дхумавати, Камала, Сарасвати, Джаядурга и Трипурасундари — это восемнадцать Махавидья, указанные в тантрах и других писаниях».

Указывается также восемь видов Бхавати Кали: «Дакшина-Кали, Сиддха-Кали, Гухья-Кали, Шри-Кали, Бхадра-Кали, Чамунда-Кали, Шмашана-Кали и Махакали, — это восемь видов Кали». (Тодала-тантра 3.17-18)

Тантра-антара говорит, что «Кали имеет два вида: черная и красная. Черная называется Дакшина, красная называется Сундари».

Имя Бхагавати Кали имеет несколько значений.

Одно из имен Шивы — Махакала. Поэтому его шакти в образе супруги Махакалы называется Махакали.

Санскритское слово «кала» означает «черный». Подобно тому, как черный цвет поглощает все другие цвета, вся вселенная растворяется в изначальной энергии Бога (адья-шакти), называемой Кали.

Кала также означает время. Это имя Садашивы в его разрушительном аспекте. «Из-за того, что она контролирует время (каласья янтранат), ее называют Кали». (Мундамала-тантра 3.56)

Калатвад адибхутатвад
адья-калити гияте

«Оттого, что она уничтожает и дает начало всему, она называется Адья-Кали». (Маханирвана-тантра 4.32)

Другое имя Бхагавати Кали — Дакшина Кали. Слово «дакшина» означает «дар», «вознаграждение». Оттого, что она вознаграждает того, кто ей поклоняется, она называется Дакшина Кали.




Работая над решением задачи, всегда полезно знать ответ.
 
20.10.2010,Сообщение # 15   
Чёрт

Модератор в бессрочном отпуске.
Группа: Постоянные пользователи
Статус: Offline
[ (RU) ]
 




«Подобно тому, как после совершения обряда, дакшина (вознаграждение, даваемое брахману) приносит достижение желаемого результата, она дарует всем плоды освобождения, поэтому она называется Дакшина-Кали». (Камакхья-тантра 9)

Дакшина также означает праведность. Оттого, что она дарует плоды праведной жизни, она называется Дакшина Кали.

Другое значение слова дакшина — «юг, южный».

В Нирвана-тантре говорится: «Сын Солнца, бог смерти Ямараджа, обитающий в южной (дакшина) стороне, услышав имя Кали, в страхе удаляется прочь (это означает, что он не может направить в ад того, кто поклоняется Кали), поэтому Бхагавати Кали называется Дакшина Кали».

Оттого, что она постоянно обитает в местах кремации (шмашана), она называется Шмашана Кали.

Шмашана символизирует сердце человека, которое наполнено пеплом (бхасма) материальных желаний. Погребальный костер (чита) означает огонь знания (гьяна-агни), который сжигает последствия кармы и рассеивает темноту неведения. Этот огонь символизирует Бхагавати Кали.

В Гуптасадхана-тантре говорится:
Бахни-рупа маха-майя
сатьям сатьям на саншаях
ата эва махешани
шмашаналая-васини

«Огонь — это образ Махамайи. Это истина, в этом нет сомнения. Поэтому она всегда пребывает в местах кремации трупов».

Шмашана также означает преходящий материальный мир, в котором Махашакти в форме божественного огня поглощает все существующее во вселенной. Во время исчезновения (лайя) вселенной пять первичных элементов (махабхута) растворяются в безграничном космическом сознании (чид-брахма), формой которого является Бхагавати Адья-Кали. Поэтому ее местопребыванием является шмашана: шмашанам дакшина-стханам шмашанам ча садашивам. (Нируттара-тантра)

В этой форме она изображается как Шава-вахана (стоящая на трупе). В первой главе (19-22) Тодала-тантры в беседе Шивы и Деви говорится: «Шри-Деви сказала: «Та, что известна как главная Маха-видья, Дакшина Кали, а также вторая — Махабхайрави, Прародительница трех миров, каким образом она становится Шававаханой?»»

Шри-Шива сказал: «О Парамешвари! Изначально Шакти в форме бесконечного времени (кала-сварупини) постоянно пребывает в сердце Шивы как Разрушительница Вселенной (самхара-рупини).

Именно поэтому Махакала является Уничтожителем Вселенной. Когда Самхара-рупини Кали становится проявленной (вьякта-сварупини), Садашива имеет форму трупа (шава-рупах садашивах). Тогда Деви становится Шава-ваханой».

Другое имя, Бхайрави, означает «супруга Бхайравы» (Шивы в его ужасающем образе). В Кубджика-тантре сказано: «Бхайрави — Уничтожительница несчастья в этом мире и страданий после смерти. Оттого, что она является супругой Кала-Бхайравы, она называется Бхайрави». В этой форме она проявляет себя как Изгонительница страха (бхая): бхая-видхвамсини нама бхайрави парикиртита (Дакшинамурти-самхита 14,2). В тантрах указывается восемь Бхайрави: Бхайрави, Махабхайрави, Симха-бхайрави, Дхумра-бхайрави, Бхима-бхайрави, Унматта-бхайрави, Вашикарана-бхайрави и Мохана-бхайрави. Супруга Бхайравы, пребывающего в состоянии ананды (высшего блаженства), почитается как Ананда-бхайрави.




Работая над решением задачи, всегда полезно знать ответ.
 
Форум » Религия и верования » РЕЛИГИИ И ЧЕЛОВЕК » ПОНЯТИЕ ПУСТОТЫ (ШУНЬЯТЫ) КАК ОБЪЕКТ ТАНТРИЧЕСКОЙ САДХАНЫ В (В докладе, А.П. Ольшевского.)
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск:

  • | 08.03.2019| -НАШИ ПРАЗДНИКИ И ПОЗ... -| |Aleksey
  • | 07.03.2019| -Мирная и магическая ... -| |Potere_Infinito
  • | 24.02.2019| -Великие Мистические ... -| |jtyr
  • | 30.01.2019| -Ричард Ингалес «Исто... -| |jtyr
  • | 07.01.2019| -Разрыв связей, котор... -| |jtyr
  • | 27.12.2018| -Разрывая узы кармы. ... -| |jtyr
  • | 26.12.2018| -ПУТЬ ОСОЗНАННОСТИ -| |jtyr
  • | 21.12.2018| -Обмен практиками. Гд... -| |Lillitt
  • | 18.11.2018| -...потворство злу -| |jtyr
  • | 17.10.2018| -Ищу помощь! -| |Ksusha